Найти тему
Здоровье Среда

Везде глядело только одно бревно. Жигулёвская кругосветка

Бричка Чичикова.
Бричка Чичикова.

Вновь обратимся к Н. В. Гоголю и его неувядаемой поэме «Мёртвые души», где почтенный русский гражданин, разъезжает по пыльным дорогам Руси, поднимает эту пыль колесами своей брички.

Почему неувядаемой? Вот послушайте и почитайте. Интересно вспомнить рассуждение Гоголя о самом человеке обобщённых натурах в виде тоненького и толстого, которое вполне вписывается и в сегодняшнюю жизнь. Писатель пишет:

«У тоненького в три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь — и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями».

Покупка дома на «имя жены» попадание в десятку сегодняшней действительности! Толстый, послуживши Богу и государю, заканчивает службу, прикупает имение, становится помещиком или славным русским барином и живет в своё удовольствие, хорошо живёт. А тоненькие наследники, после него, по русскому обычаю, спускают на курьерских все отцовское добро. Как все точно, можно сказать, со вкусом, а как Гоголь описывает русского человека, неоднократно сравнивает его с иностранцами, особенно часто с немцами:

«автор любит чрезвычайно быть обстоятельным во всем и с этой стороны, несмотря на то, что сам человек русский, хочет быть аккуратен, как немец».

Гоголь находит место и своему дворовому, который не прочь пустить пыль в глаза. Похож на своего хозяина, но об этом в конце.

«Петрушка сошелся очень скоро с буфетчиком Григорием, хотя сначала они оба важничали и дулись друг перед другом нестерпимо. Петрушка пустил Григорию пыль в глаза тем, что он бывал в Костроме, Ярославле, Нижнем и даже в Москве; Григорий же осадил его сразу Петербургом, в котором Петрушка не был. Последний хотел было подняться и выехать на дальности расстояний тех мест, в которых он бывал; но Григорий назвал ему такое место, какого ни на какой карте нельзя было отыскать, и насчитал тридцать тысяч с лишком верст, так что Петрушка осовел, разинул рот и был поднят на смех тут же всею дворней».

В замечательной поэме Гоголя фактически все главные герои-помещики пускали пыль в глаза тем, что подписали купчую Чичикову. Фактически, продавая усопших крестьян, помещики автоматически попали в категорию мошенников. А это деяние тянет на статью гражданского кодекса, и пыль в глаза кажется уже детской забавой. В душе, конечно, каждый из них понимает, что сделки такого рода не законны, но перед носом маячат, хоть небольшие, но реальные деньги, поэтому разговор на эту тему даже не заходит.

В. Д. Поленов Русская деревня.
В. Д. Поленов Русская деревня.

Поскольку своё писание я соотношу с пылью, следует упомянуть и о самой деревне 19 века. Что видит герой повествования Чичиков, въезжая в те русские деревни позапрошлого века. К примеру, в деревне Маниловка он не увидел в палисадниках, коих и не было, даже малины, которая должна манить и заманивать в эти места. Он не увидел и других кустарников и плодовых деревьев, а что он наблюдает?

«У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы, которые герой наш, неизвестно по каким причинам, в ту же минуту принялся считать и насчитал более двухсот; нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно».

На холсте Василия Поленова мы не наблюдаем картину из двухсот изб, тем не менее, она ярко отражает русскую деревню второй половины XIX века, картина написана в 1889 году. Художник изобразил типичное селение русского севера. Пейзаж оживляют крестьянские дети, которые строят свои замки на песчаном склоне.

Нигде между домами ни одного растущего деревца. Если нет деревьев с их раскидистой кроной, то, что должно улавливать дорожную пыль, которая может стоять столбом. Читатель снисходительно на это скажет и махнет рукой: что с них взять, неграмотных, крепостных крестьян, затерянных в XIX веке.

Не торопитесь с выводами, господа, сейчас я вам расскажу историю конца XX века, наблюдаемую собственными глазами, что в некоторых отдаленных и не столь отдаленных деревеньках и в наше время можно встретить на Руси подобное.

Вспоминаю случай, сорокалетней давности. Мы с Олегом, с моим товарищем по работе решили подработать, по-нынешнему это называется заняться мелким бизнесом. В выходные дни оправлялись за город в ближайшие к нему деревеньки и предлагали жителям свой сервис, а именно, ремонт телевизоров. В то время это были тяжёлые, объемные ящики, напичканные лампами, кинескопом и различными радиодеталями. В силу скачка напряжения или просто, из-за некачественных деталей телевизоры частенько выходили из строя. Ремонтных мастерских поблизости не было, а до города тащить такой ящик накладно. Поэтому, у многих такие ящики пылились месяцами и годами.

За плечами Олега профильное образование – Рязанский радиотехнический институт, у меня более многопрофильное, но как работает радиолампа или транзистор, к тому времени и микросхемы, понятие имелось. С собой брали радиодетали, само собой паяльник и пинцет. Вся ремонтная мастерская помещалась в старом, но объёмном портфеле.

Заходили в деревню и спрашивали: у кого не работает телевизор? Сердобольные крестьяне указывали на дом, в котором уже давно не горел голубой экран. Неисправности были разные, но мы довольно легко справлялись с этими задачами. Бывали случаи, когда на месте нельзя было произвести ремонт из-за отсутствия некоторых деталей, или требовалась замена кинескопа. Тогда хозяину вручали список, что нужно закупить.

Люди нас благодарили и готовы были платить больше, но мы цены за ремонт не задирали, поэтому работы было достаточно.

Прогуливаясь по таким деревням, я сейчас отмечаю, что плодовых деревьев мы особо не наблюдали. Огороды с капустой, картошкой, свёклой и прочими овощами – это да, причем площади довольно большие, а вот яблони, или там груши какие видели далеко не у многих в палисаднике и это не на севере, а на средней Волге.

Жигулевская кругосветка

Карта Жигулёвской кругосветки. Цифрами помечены: 1–Пещера братье Греве, 2–гора Стрельная, 3–Гора Безымянная, 4–Лысая гора, 5–Молодецкий курган.
Карта Жигулёвской кругосветки. Цифрами помечены: 1–Пещера братье Греве, 2–гора Стрельная, 3–Гора Безымянная, 4–Лысая гора, 5–Молодецкий курган.

Интересный случай у нас произошел во время Жигулёвской кругосветки. Самарская Лука – правобережье, излучина Волги, у местных туристов называется Жигулевской кругосветкой. «Нечего платить долгу – ступай на Волгу» гласит народная поговорка.

Волга хотя и могучая река, но она в среднем течении не смогла преодолеть горный кряж Жигулёвских гор, что заставило повернуть свое русло на восток. Жигулевские горы поднимаются на максимальную высоту до 370 м, шириной до 7 км, встали на пути преградой, закрыв прямой путь на юг к Каспию. Пройдя вдоль этого горного массива, не доходя до Самары, река упирается в другой горный кряж левого берега, Сокольи горы, что заставляет ее круто повернуть в южном, а потом в западном направлении, обогнув Жигулёвские горы. Уже в районе Сызрани Волга окончательно разворачивает русло в южном генеральном направлении.

Вот и мы подались на реку Волгу, чтобы не было долгу. Что характерно, вы садитесь в вёсельный ял, шлюпку или в байдарку и начинаете сплав под плотиной Волжской ГЭС им. Ленина (г. Тольятти). Плывете, все время по течению около 220 километров и приплываете к той же ГЭС с противоположной стороны. Правда, по пути придется делать волок своего судна около 2,5 км по суше, чтобы попасть в русло притока реки Волги, реку Усу, сейчас Усинский залив. Вот такой узкий перешеек суши соединяет почти остров.

Известно, что Жигулёвскую кругосветку совершили в разное время В. И, Ленин и А. М, Горький, проживая некоторое время в Самаре. На Самарской Луке побывало много знаменитостей, обозревая эти прекрасные пейзажи, обо всех в коротких статьях не расскажешь, но я буду к ним возвращаться.

Массовые заплывы, как правило, проходили в майские праздники. Мы со своим другом Олегом присоединились к отплывающей флотилии на двухместной байдарке. Под плотиной течение реки бурное, можно не грести веслами, река сама несёт утлое судёнышко в нужном направлении, обдавая прохладными брызгами волжской стремнины. Поскольку мы со своим другом уже освоили своеобразный по тогдашним меркам бизнес, и ближайшие деревеньки уже были пройдены, мы решили распространить его на более удаленные деревни, расположенные на берегу могучей реки, прихватив с собой тот самый потертый портфель с радиодеталями.

Первую половину пути от Тольятти до Самары мы фактически не останавливались и плыли вместе с флотилией, так как по берегам и на островах, в основном, располагались турбазы и прочие водные станции, готовящиеся к очередному приёму потенциальных отдыхающих. Была одна остановка в Гавриловой Поляне, там мы нашли неработающий телек в одном медицинском учреждении, под названием Психбольница. Главврач провел в небольшой зал, где стоял ящик, а сам удалился давать свои распоряжения медперсоналу и контингенту.

К слову. С 1939 по 1954 гг. здесь располагался отдельный лагерный пункт (ОЛП) для заключенных, были построены бараки. В данный лагерь на Гавриловой Поляне направляли заключенных с лёгочными заболеваниями, и инвалидов.
Психушка на Гавриловой Поляне появилась в 1956 году. Здание лагеря подремонтировали и заселили пациентами и врачами с медперсоналом.
В 1993 году возник сильный пожар и практически все деревянные постройки и перекрытия каменного здания сгорели.

А мы в байдарке плывем далее, наслаждаемся хорошей погодой и живописными видами, справа, на Жигулевские горы, с лева – на Сокольи горы.

Днёвка

Жигулёвские пейзажи.
Жигулёвские пейзажи.

Под Самарой, на противоположном берегу, согласно графику, был устроен суточный отдых. Кто шёл на вёсельных ялах, от непривычной работы у многих гребцов на ладонях темнели кровавые мозоли. Этим маршрутом я проходил второй раз, но сейчас под нами была легкая байдарка, которая легко поддавалась всякому управлению и гребку под силой пары вёсел двух здоровых мужиков. Но в первый раз мне пришлось заниматься греблей на двух вёсельном деревянном яле, и мозоли стали появляться после нескольких часов работы.

Тяжелая работа заниматься греблей, не зря в те далёкие от нас времена, для этих целей использовался труд рабов. Наш президент, по его высказыванию, тоже «трудится, как раб на галерах».

Но мы не рабы, мы сознательно шли и идем на эти лишения, получая от такого путешествия неизгладимое удовольствие в созерцании той живописной природы и вдыхая абсолютно чистый воздух прохладной реки.

День был солнечный и по традиции он был днем Нептуна, каждого нового матроса, должны были окунуть в холодные первомайские воды великой русской реки. Кто сопротивлялся, того действительно окунали, но нам не впервой открывать купальный сезон в мае, поэтому бодрящий бросок в воду заставлял усиленно двигаться что в воде, что после купания, чтобы согреться.

После спортивного отдыха, вперёд, к намеченной цели. За Самарой у нас с Олегом была первая работа, где мы проторчали в одной прибрежной деревне несколько часов. Сначала нас местные встретили не очень дружелюбно, видят, идут обросшие два мужика с портфелем.

Спрашиваем:

—Есть тут у кого сломанный телевизор?

—А вам зачем?

—Да вот хотим помочь исправить вашу технику.

Человек, еще раз оглядывает двух появившихся неизвестно откуда, двух спортивного вида с небритой щетиной людей, и неохотно начинает вспоминать тех, кто давно не смотрит телевизор. Потом нехотя, взмахом руки показывает на дом, где проживают давно не просвещенные люди. Идем туда, хозяйка также не очень дружелюбно встречает непрошенных гостей и сначала не понимает, чего нам нужно от сломанного телеящика. Наконец, проясняет, что мы мастера по ремонту ее глухого телевизора и подпускает нас к работе.

Как только появляется картинка, она благодарит, угощает нас чаем, но нам некогда, и на вопрос у кого ещё не работает радио телевизионная техника, подхватывается и готова нас проводить до ближайшего дома, где телевизор показывает, но почему-то не говорит.

Мы обошли почти всю деревню, безнадежно отстав от деревянного флота, но настроение было отличное. Прикупив, в местном магазине рыбные консервы и бутылку для разогрева от наступающей холодной ночи, поплыли дальше по течению реки. Навстречу идет трехпалубный белый теплоход, «на теплоходе музыка играла», обдавая водное пространство знакомой мелодией. За небольшим буксиром тащилась серая баржа, придавленная песком и щебнем, с которой тоже доносилась какая-то песня.

Солнце уходило за горизонт и нужно было искать место для ночлега. Впереди замаячил остров, к которому и причалила наша байдарка. Раскинули палатку на небольшом бугорке, разожгли костёр из валявшегося хвороста, открыли консервы, налили по сто грамм и за ее госпожу удачу осушили наши походные кружки. Потом за здравие и за хорошую погоду, и наконец, уснули.

Утро. Что-то мне приснилось угрожающее и я открыл глаза, еще лежу, но почувствовал, что нужно срочно вставать. Вылезаю из палатки и ступаю в воду, которая подкралась к самому краю палатки и уже подмочила один угол. Подъем! Хорошо еще, что байдарка была вытащена на берег, а теперь уже больше половины корпуса было в воде.

Все обошлось, свернули бивуак, сварили чай и в путь. Проплыли часа полтора, на высоком берегу замаячила деревенька.

Ну что, я говорю своему спутнику, телевизионных дел мастеру, заглянем или будем догонять флот? Для молодого организма 250 грамм сорокаградусной, принятой накануне за ужином, что слону дробина, но настроение было как-то не очень. Возможно, подействовала погода, утро было хмурое с бодрящим бризом, но мы уже разогрелись, взмахивая попеременно то правым, то левым веслом, каждым гребком подталкивая наше суденышко вперед, опережая стремнину.

Но пора размять и ноги, выходим на прибрежный галечно-песчаный склон, потом взбираемся на отлогий берег и не спеша идем вдоль деревни. На улице ни души, да и деревня какая-то серая, несколько покосившихся строений. Наконец, хозяин одного из ближайших домов показывается перед калиткой. Мы направляемся к нему, у которого на лице наблюдаем нескрываемое любопытство, которое остановило его движение и он стал пристально вглядываться в незнакомые, чуть припухшие небритые физиономии.

–Здравствуйте! Традиционное приветствие на Руси. Хозяин ответил кивком головы, продолжая всматриваться в незнакомцев с портфелем.

– У кого не работает телевизор, задаю вопрос аборигену? Тот недоуменно, как-то вдруг подтянувшись и выпрямившись, сдал один шаг назад. Я повторяю вопрос, несколько расширив его содержание.

– Сломался ли у кого телевизор, так мы его можем починить.

Вот здесь я не могу даже точно описать то удивление, какое появилось на лице славного представителя этой деревни. Сначала он вскинул голову вверх, потом опять подозрительно зыркнул на нас. Может глуховатый, не понял моего вопроса, подумал я, и уже было отрыл рот, чтобы в третий раз спросить его погромче. Но в этот момент, он поворачивается на 90 градусов, в направлении улицы вскидывает руку вверх и отвечает:
– Видите, проводов-то нет!

Тут уже мы дружно без команды вскинули наши головы вверх, и точно: проводов не было. Да что там провода, и столбов, на которых должны висеть эти проводящие электрический ток алюминиевые жилы, совсем не было, и никогда их в этой деревне не наблюдалось! Вот это новость на всю Самарскую область.

Встряхнувшись от некоторого оцепенения, поговорили с хозяином дома о цивилизации, об электрификации, а вот о коллективизации не говорили и двинулись в обратный путь на берег могучей и полноводной. На минуту остановились перед спуском на воду, оглянулись. Крестьянин все на том же месте стоял и смотрел вслед каким-то незнакомцам, свалившимся с Луны или с Марса в этот майский совсем не праздничный день.

А сейчас я вспоминаю, почему деревня была серая и после прочтения Гоголя, понял, что между домами ни одного зелёного деревца, вот то и оно – «везде глядело только одно бревно».

После этой встречи мы зарядили свои весла с такой силой и новой энергией, что к вечеру нагнали, расположившийся на ночлег палаточный городок флотилии. После этого уже не отвлекались на прибрежные поселения и дружно прибыли к месту под названием «Переволоки».

Переволоки

Историческое место. Здесь перешеек в 3 км, отделяет Русло Волги от ее притока, реки Уса. В этом месте когда-то Стенька Разин волоком тащил свои суденышки из Усы на Волгу, чтобы обогнать торговые суда, огибающие излучину Волги, чтобы неожиданно встретить их на пути. Собрать с них оброк и дань и княжну, как трепетную лань, всё прибрать к своим рукам.

Эх ты Волга мать родная, Волга русская река…

Историки поговаривают, Самарская Лука видела скифов и половцев.

Интересна история российская, да вот дальше пути наши расходятся.

Пыль будем пускать, точнее, убирать с наших ясных очей.

Гоголь напустил пыль и туман

А теперь займемся самим писателем. Гоголь напустил такого тумана на своего главного героя Чичикова, вернее, тумана на его цель приезда в город N. Писатель до последней главы держит читателя в неведении: зачем Чичикову мёртвые души. И только в самом конце поэмы в нескольких предложениях, дает ответ на происходящее путешествие по помещикам землям N-ской губернии.

Цель его заключалась в скупке за бесценок или безвозмездном приобретении умерших крестьян, которые по ревизским сказкам ещё числились как живые у местных помещиков, и последующем оформлении их на своё имя как живых. В последствии, предложить их в качестве залога в Опекунский Совет и взять денежный кредит (ссуду). Некоторые читатели уже догадались относительно ревиизских скаазок, а другие насторожились. Ревиизские сказки – это не сказки, это серьезные документы, переписные листы, результаты проведения подушных переписей, ревизий, с целью взимания государством подушного налога.

Чичиков:

«Эх я Аким-простота, – сказал он сам в себе, – ищу рукавиц, а обе за поясом! Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу!»

Безусловно, это гениальный ход писателя, держать во внимании, приковывая потенциального читателя, чтобы он не пропустил этого ответа. Бедный читатель, всматривается в каждую строку, пытаясь не пропустить важное сообщение, а то придется читать все заново, а у него нет времени.

Пробежимся кратко по торговцам мёртвыми душами. У Гоголя много героев, пускающих пыль в глаза, чего стоит один Ноздрёв – гуляка, картежник и врун. Не было ни одного человека, коему бы не пущено тумана и вранья. Да что там Ноздрёв, возьмём главного героя поэмы Чичикова, который под благовидным видом скупая за бесценок души умерших, представил их городским чиновникам, как живых крепостных крестьян, купленных им для вывода и переселения в Херсонскую губернию. Вся купчая была предметом пускания пыли в глаза.

Здорово! Сказать более нечего.

Не пропустите и вы, уважаемые читатели мои ревизские сказки, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.