Сегодня мы поговорим о том, насколько правильно и круто называть бизнес собственным именем. Или не круто – сейчас разберемся. А еще заглянем в историю и сравним прошлое с настоящим.
Как это было раньше: бизнес до революции
В конце XIX – начале XX века частное предпринимательство в России испытывали серьезный подъем. Помимо торговцев (купцов) на российском рынке значимую роль играли промышленники, мануфактурщики. Как можно видеть на иллюстрациях, называть фирмы, магазины и даже мелкие лавки своим именем было делом привычным и повсеместным. Сараджевский коньяк (по имени создателя бренда – тбилисского ученого, предпринимателя и мецената Давида Сараджишвили), водка «Смирнов», часы Павла Буре, пивоварня Ивана Дурдина – таких наименований по России были многие тысячи.
Наиболее успешных предпринимателей знала вся Россия. Они имели большое влияние и, как сейчас принято говорить, активную социально-культурную позицию. Многие миллионщики (именно так тогда называли миллионеров) активно помогали театрам и музеям, артистам и композиторам. Некоторые из них за свой счет содержали целые труппы или в больших количествах покупали полотна, которые потом становились золотым музейным фондом.
Все они не стыдились своего дела и не опасались за качество предлагаемых товаров. Поэтому и были готовы отвечать за свои предприятия всем, что имели. Вплоть до своего доброго имени.
Советский Союз: все вокруг колхозное, все вокруг мое
Как помнят те, кому сейчас лет 40 и больше, в СССР и речи быть не могло о бизнесе, тем более о персональном бренде – короткое время НЭПа не в счет. Иметь «завод имени себя» могли лишь самые видные деятели в деле строительства коммунизма и советской науки – и в основном посмертно. Я имею в виду все эти бесчисленные «заводы и колхозы имени» - Ленина, Лихачева, Вавилова, Молотова и даже имени Ленинского комсомола.
Увы, в самом дружном и человечном государстве СССР процветала такая коррупция и хищение на местах (на любых местах), что не спасали даже имена вождей в названиях предприятий. Тащили всё – от ржавых гвоздей до локомотивов, кто как мог. Тут уж не до персоналий.
Эпоха дикого капитализма и стихийного накопления капитала
После стремительного развала и распада СССР Россия погрузилась в экономический и капиталистический хаос. Это помнит уже большее количество россиян. Равно как помнят и то, как быстро стал формироваться класс «новых русских», в который попадали, как правило, две категории наших сограждан. Первые – это «братки», еще недавно крышевавшие чужой бизнес и осуществлявшие прочие далекие от законности мероприятия. А вторые – энергичные и смелые вчерашние партийцы и комсомольцы на ответственных постах, руководители среднего звена и другие ушлые граждане, быстро прибравшие к рукам ключевые предприятия и целые отрасли некогда народного хозяйства. Залоговые аукционы, «семья» и «свита» - в общем, новая элита.))
Я долго думал, но никак не смог вспомнить ни одного предприятия из того смутного времени, которое носило бы имя своего владельца или основного акционера. Вероятно, бизнес той поры также был далек от того, чтобы называть его своим именем. И уже тем более – блатной кликухой.
А как сейчас?
Со временем бизнес стал все более легальным – по крайней мере, в значительной его части. Если кто-то сейчас и занимается активным рэкетом и крышеванием – так это отдельные представители правоохранительных органов и бизнесмены, чьи интересы они обслуживают.
Однако в среде предпринимателей более позднего времени построение личного бренда играет все большую роль. Начиная с «первопроходца» Артемия Лебедева (на фото ниже), которые не побоялся назвать студию дизайна своим именем, по подобному пути нет-нет, да и идут активные молодые ребята, готовые отвечать за качество своим именем и репутацией. И это, несомненно, радует.
Как я лично принимал решение назвать компанию своим именем
Моя небольшая, но очень любимая мной компания называется весьма и весьма скромно – Лаборатория Контента Александра Алмиса. Признаться, я не сразу пришел к такому решению. Сначала думал «родить» что-то, привязанное к слову текст – наподобие уже имеющихся TexTerra, Textis, Nextroid и иже с ними. Но – во-первых, это было бы уже явным повтором чужого креатива («Текстиссимо» и прочее – все равно ТексТерра круче). А во-вторых – надо было чем-то завоевывать новую аудиторию после того, как я решил работать не только на бирже.
В итоге получилась контора имени себя. Признаюсь честно – я не пожалел об этом ни одной минуты. Я не прячусь за вывеской, я несу ответственность за себя и работу своих авторов – словом, я подписываюсь под каждой нашей буквой. Поэтому мой личный итог – если вы уверены в том, что в процессе работы вам не придется прятаться от недовольных клиентов в джунглях Амазонки и менять паспорт по той же причине, то дать бизнесу свое имя – самая лучшая идея, которая может быть.
Почему бизнес имени себя – это круто?
Глобально аргумент один, но очень весомый – компания, которая носит имя конкретного, причем еще живого человека, который принимает в бизнесе непосредственное участие, значительно увеличивает доверие к бренду и его товарам/услугам. Правда, ответственность при этом также выше – ведь она персонализирована. В конечном итоге владелец именного бренда всегда отвечает за все лично, не имея права свалить ошибки на кого-то из подчиненных. А что хотеть? Назвался груздем – топай в кузов.
Как-то так. Лайки и репосты - это хорошо, не забывайте:)