В нашей жизни нет случайностей все в ней целенаправленно и закономерно, понимание этого, правда, приходит после сорока. Около полудня ясного февральского дня 2016 года мы оказались в снежной сказке перевала с названием Апшуяхтинский. Название перевала и населенного пункта, к которому и ведет эта щебнистая дорога идет от небольшой речки Апшуяхта, длина которой всего 20 км, и впадает она в Катунь слева между реками Бертка и Тыткескень. Мы, жители Чемальского района, проезжая Чемальским трактом, видим устье речки Апшуяхта южнее ущелья реки Че-Чкыш.
Небольшое село Верх-Апшуяхта располагается в Шебалинским районе, в 20 км от райцентра. С алтайского языка название Апшыйакту, производное от Апшыйак-туу, означает «древняя гора» или используется в значении «старец». Село Верх-Апшуяхта располагается в логе Серпек, через который проходят нитки многих конных маршрутов, ведущих к Туюкским озерам горы Сарлык. Село находится в труднодоступном месте, поэтому его население приравнено по дотациям к жителям Крайнего Севера. В селе проживает порядка 300 человек, есть средняя общеобразовательная школа, детский сад, 2 магазина с продуктами и товарами первой необходимости. Люди занимаются скотоводством, заготовкой трав и орехов, охотой. Жители Апшуяхты открыты и доброжелательны. Маленькие деревеньки вообще представляют собой уютный мир, сонастроенный с природной гармонией и открытый к общению. Апшуяхтинцы отзываются обо всем очень положительно, какой бы темы не коснулись. Желают тебе, далекому гостю, «всего хорошего» и обязательно советуют набрать водицы из местного родника. В деревне действительно есть несколько целебных родников. - «А Чемал, он здесь рядом, за этой горой» - говорят апшуяхтинцы, показывая на окрестную гору.
А еще, в окрестности села Верх-Апшуяхта, на высоте 2000 м. находится почитаемая гора Батыр-Баш (Баатыр-бажы). Если хорошо присмотреться, то она похожа на голову богатыря и поэтому название горы переводится как «Вершина – богатырь». В начале июня представители алтайского рода чапты на подножье горы проводят молебен. Здесь установлен жертвенник, где совершаются обряд поклонения Алтаю с соблюдением традиции угощения местных духов: расстановка фигур – шатра из сыра (быштак, курут) и толкана с маслом (талкан, сарjу), разжигание можжевельника и подношение огню молока.
Совершенно неожиданна история этого сегодня тихого и спокойного места. «4 августа 1920 года постановлением Сибирского революционного комитета был образован Верх-Апшуяхтинский сельский совет с центром в селе Верх-Апшуяхта, в котором было 26 хозяйств. Население составляло 60 женщин и 52 мужчины, преобладающая национальность - русские. К сельскому Совету относились две заимки – Бертка с населением 12 человек (два хозяйства), и Сата, состоящая из 6 хозяйств с населением 24 человека. Коренное население проживало в урочищах, в долинах речек и вдоль Катуни.
Самое большое урочище – Толгоек расположено на берегу Катуни, в нем располагалось 21 хозяйство с населением 96 человек. Крупными урочищами считались Орто-Айры - 83 человека, Едор - 43, Коскол -62, Болухта -51, Епшигень - 46, Сорло-Айры - 47, Усть-Апшуяхта - 42. В остальных урочищах Тыт-Кескен, Чочокту, Ак-Су проживало 39 человек.
20 сентября 1925 года на заимке Бертка образуется Берткинская трудовая пчеловодно-скотоводческая и земледельческая коммуна «Призыв». В 1929 году в Усть-Апшуяхте образована сельхозартель «Путь к социализму», которая 1952 году вошла в состав сельхозартели «Путь Ленина» с центром в с. Еланда, Эликманарского аймака. Климат в долине речки Апшуяхта был умеренным, без больших морозов. Благоприятным местом для выращивания сельхозкультур, овощей, разведения садов, для содержания всех видов животных.
В 1930 году в Верх-Апшуяхте образовано ТОЗ (товарищество по обработке земли) «Красная Армия». С 1933 года товарищество стало колхозом. В эти годы в колхозе действовала своя мельница. Селяне выращивали ячмень, озимую рожь дробили на муку. В хозяйстве было два табуна лошадей, два гурта дойных коров, птицеферма, свой сырзавод.
В 1960 году колхоз «Красная армия» присоединили к Чергинскому маралосовхозу, а в 1962 перевели во вновь созданный Шебалинский оленесовхоз.
С 1 января 1977 года фермы Верх-Апшуяхтинская и Каспинская отошли к овцесовхозу «Семинский». Тогда на ферме было 6 отар овец, 2 отары коз, 4 гурта крупно-рогатого скота, 2 табуна лошадей».
Чтобы село Апшуяхта развивалось, а народ там жил хорошо, (считает С. Могулчина, главный специалист архивной службы МО «Шебалинский района», приводя эти данные истории) каждому жителю надо найти свое дело. И ведь, она права, найти свое дело надо и всем нам, жителям России.
Так вернемся к Апшуяхтинскому перевалу. Высота его составляет около полутора тысяч метров (1427 м или 1570 м). Подъем на перевал фактически начинается от своротка с Чуйского тракта влево у указателя на села Апшуяхта и Каспа. Виды, открывающиеся справа по ходу движения, восхищают даже зимой. Перед главной вершиной перевала, оборудованной беседкой и сакральными деревьями, видна главная вершина Семинского хребта гора Сарлык. Здесь она предстает перед путешественниками совсем в другой форме: округлая вершина имеет с восточной стороны крутой обрывистый склон, как будто «кто-то огромной ложкой отделил восточный кусок горы». А если с научной точки зрения, то восточный склон представляет собой огромный цирк, состоящий их нескольких объединенных каров, в коих и расположены цепочки озер. Сарлык мы узнали сразу при обзоре местности. Именно в таком «восточном виде» я его видела с вертолета, пролетая вдоль Катунской долины. В результате того, что дорога, ведущая от села Шебалино в села Апшуяхта и Каспа, от склона не загорожена деревьями, поэтому имеется возможность осматривать окрестности перевала прямо из машины. Вообще растительность представлена лиственничными лесами, с березовыми рощицами в низинах и кедровыми куртинами на привершинных частях горных отрогов.
Этим февральским утром березы и лиственницы были украшены изморосью и отличались друг от друга только формой кроны, а кедры выделялись темно-зелеными овалами, создавая небольшое разнообразие в общем белом фоне пейзажа. Повсеместно наблюдался подрост сосны, кедра, ели. Белое одеяло, покрывающие склоны было разрисовано конскими следами. С вершины перевала, где расположена среди деревьев беседка, открывается вид на отроги Семинского хребта. Здесь взору подвластны (из-за приличной высоты перевала) огромные пространства. От этого основного вида просто не оторвать глаз. Великая сила – природная гармония! Умиротворение охватывает душу и мысли. Разноцветные ленты (кайру) повязаны на деревьях, так как к перевалам коренные жители Алтая относятся с великим уважением, почтением и святостью. Слева от вершины перевала ярко выделялась, освещенная утренним солнцем скала, сложенная из красноватой породы и ввиду своей обрывистости неприкрытая снегом. На ее краю теснились зеленые кедры и белые лиственницы, над которыми простиралось ультрамариновое небо – фантастический вид по насыщенности красок. Где-то часа через два пейзаж Апшуяхтинского перевала изменился, деревья «разделись», «стряхнув» с себя сказочный белый наряд до следующего случая. Все изменяется, думали мы, прощаясь с перевалом, и загадали вновь сюда приехать в мае в период цветения ветрениц и кандыков и, конечно, в июне – в цветение купальниц. Воображение уже рисовало картинки гор с бело-розовым майским ковром и оранжевым саваном июня…
PS: Мы побывали на Апшуяхтинском перевале в начале июня. Повсюду была невероятно красивая «зелень» разных тонов и оттенков. Кандыки и купальницы уже отцвели. Основную скрипку в травяном покрове пели пионы – марьины коренья. Их пышные, словно клумбы кусты, усыпанные розово-малиновыми крупными цветами украшали склоны по разные стороны от дороги, ведущей на перевал. Снова была невероятная красота, но в отличие от февральской, она была очень теплой и живой: с пением птиц, полетами насекомых и запахами цветущей жизни.
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора