Юрмала. Вечер. Ресторан. Уютное место, свободных столиков два. Первый рядом с "громкими" мужчинами, второй - в проходе у туалета, мы соглашаемся на первый. Мужчины ведут громкий диалог, без неприличных слов, что приятно, но периодически на повышенных тонах, что напрягает. Из разговора понимаем, что встретились две супружеские пары. Мужчины однокашники. На вид лет около 50 с небольшим. Периодически поднимают тосты за "наших". Супруги не вмешиваются. Одна откликается, когда муж просит её уточнить какую-то дату или место. Женщины тихо "щебечут" о своем, пока мужчины выясняют свое отношение к жизни.
Один из мужчин настаивает, что все мы быдло и нас умышленно сгоняют в большие города, чтобы было легче нами управлять. Нами манипулируют, а мы послушно ведёмся, как стадо баранов. Второй возражает, говорит, что переезд в большой город это выбор каждого. И если кто-то решил получить хорошее образование или найти достойную работу, то это можно сделать только в городе. На переезд решаются люди целеустремленные и их выбор нужно уважать. Работы в городе больше и возможность получить образование очевидна. Первый вступает в спор и приводит в пример юных девчонок, которые не учатся, а зарабатывают на жизнь своим телом. Говорит о ребятах, не выдержавших сумасшедшего ритма жизни и спившихся или ставших попрошайками, или примкнувших к разного рода криминальным группам. Утверждает, что они изначально приезжают не за учёбой, а за быстрой наживой, за поиском лёгких денег. И многие из них не нацелены на результат. Особенно, когда видят, как велика разница между богатыми и бедными. Второй приводит аргументы в защиту молодежи, говорит, что не нужно всех под одну гребенку ровнять. Нужно строить школы, привозить специалистов в малые города и сёла. Увлекать подростков учёбой. Открывать клубы и центры занятости. Внедрять новые технологии. Напоминает, что это наше будущее и им нужно помогать становится лучше. Поддерживать. Им тоже нужны зрелища, в равной степени, как и живущим в больших городах. Приводит в пример племянника, который учится в институте, успевает работать и помогает матери. Ну и дурак! - кричит первый и бьёт кулаком по столу. Вот мы все сами, да сами, а должно наше государство о нас заботиться. Мы, говорит, привыкли все на своих плечах выносить - горести, беды. Если друг другу не поможем, то никто не поможет. Второй отчасти соглашается, но его мнение -"спасение утопающих дело рук самих утопающих". Мы сами должны быть хозяевами своей жизни и не ждать помощи от государства. Мы должны нести ответственность за себя и своих близких. Первый настаивает, что в малых городах нужно людей накормить, а зрелищ с пьяными чудилами в интернете достаточно. Знаем мы, что им нужно. Все их интересы вокруг бутылки крутятся.
Мы заканчиваем ужин и выходим из ресторана, оставив спорщиков. Я понимаю, что разговор о наболевшем. Каждый считает себя правым исходя из своего жизненного опыта. Погода безветренная и мы решаемся пройтись вдоль моря. Примерно через полчаса возвращаемся той же дорогой, мимо ресторана, в котором ужинали. И вдруг на паркинге я замечаю спорщиков, которые обнимаются, жмут руки и расходятся по машинам.
Первый сел в Porsche Cayenne, второй в Nissan Qashqai. У обоих машин номера московские. Это совсем ничего не значит, подумала я, но мысленно еще раз прокрутила их беседу...