Найти тему
Книга и жизнь

Писатели или больше?...(ч.2)

Пётр Павлович Ершов (1815 - 1869)

Из открытого источника
Из открытого источника

Родившийся в сибирской деревне Ишимского уезда Тобольской губернии мальчик выжил чудом. 3 предшествующих ему ребёнка были настолько слабы, что умирали в первые дни жизни. Боясь ещё одной потери, родители вспомнили о народном поверье: нужно "продать" ребёнка нищему, чтобы тот унёс болезни. За медный грош нищий проделал необходимое действо. Так со сказки началась жизнь будущего автора "Конька-горбунка".
В связи со службой отца семья Ершовых часто меняла место жительства. Длинные переезды, постоялые дворы где бывалые люди рассказывали необыкновенные истории, Петропавловск, Омск, Берёзов - впечатления переполняли сознание... Быль и небыль, жизнь и сказка прекрасно уживались рядом.
С 1824 года Николай и Пётр Ершовы становятся гимназистами в Тобольске, который тогда был административным и военным центром Западной Сибири. Директором гимназии в то время был И.П.Менделеев - отец знаменитого химика. Жили мальчики у родственников матери купцов Пиленковых., у которых в силу занятия постоянно в доме появлялись новые торговые люди, а значит в людской продолжалось та стихия народного творчества, которая уже вошла в жизнь Петра Ершова.

В 1830 году он становится студентом философского факультета Петербургского университета. Именно здесь весной 1834 года профессор русской словесности, друг Жуковского и Пушкина вместо лекции прочтёт студентам чудесную сказку и представит автора, сидящего в аудитории.
Успех сказки, не изменил юношеских планов Ершова, он мечтал не о литературной карьере, а об исследовании и изучении Сибири, просветительской деятельности. В 1836 году он покидает Петербург, чтобы стать учителем в тобольской гимназии. Сначала преподаёт латынь, но вскоре меняется ситуация, он становится преподавателем словесности в старших классах. Курс читает по университетским записям, отрицает риторику Кошанского, всеми признанную, разрабатывает собственную обширную "Программу словесности", создаёт гимназический театр... - всё это вызывает недовольство начальства.
Только в 1844 году, получив назначение на должность инспектора Тобольской гимназии, он получает реальную возможность частично осуществить юношеские планы. Выполняя новые обязанности, Ершов уделял внимание не только своей гимназии. Бывая в инспекторских поездках по краю, он учредил несколько новых уездных училищ, способствовал обновлению старых зданий. Так после его проверки в нашем городе ускорился сбор денег по подписке на покупку нового помещения под училище, и через год новое здание было куплено, тогда же появилось приходское женское училище, в котором девочки могли учиться 5 лет.
С 1857 года Ершов занимает должность директора гимназии и дирекции училищ Тобольской губернии.
Ершов до конца жизни продолжал писать, но такого успеха, какой был у его стихотворной сказки ни у одного произведения не было.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889)

Из открытого источника
Из открытого источника

И человек, и судьба совершенно удивительны!. Родился и вырос в Саратове в семье священника. Образование сначала дома под руководством отца, затем саратовская духовная семинария, в 18 лет, упросив родителей забрать его из семинарии, поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета. После окончания университета возвращается в Саратов и начинает преподавать русский язык и словесность в мужской гимназии. Молодой учитель знакомит гимназистов с великими русскими писателями: Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Кольцовым, -произведения которых в программу гимназического курса не входили Чернышевский не ограничивался только классными занятиями, он встречался с учениками на волжских берегах, приглашал к себе домой, не уходил от разговоров по самым острым вопросам современности
Директора гимназии тревожило вольнодумство и пропагандистская деятельность молодого педагога, да и научной работой негде было заниматься, к тому же доносы епископа Иоанникия заметно осложняли существование, поэтому после женитьбы Чернышевский возвращается в Петербург, где совмещает преподавание в кадетском корпусе с литературной работой.
Своеобразным итогом педагогической деятельности Чернышевского можно считать его руководство по преподаванию русского языка. и капитальный труд "Очерки гоголевского периода в русской литературе".
После ссоры с одним из офицеров кадетского корпуса, Чернышевский оставляет преподавательское поприще, теперь он занимается только журналистикой и пропагандой революционно-демократических идей.
Роман "Что делать?" будет написан в казематах Петропавловской крепости, а роман "Пролог" во время сибирской каторги, которая для писателя проходила на Нерчинских рудниках, и в Александровском заводе.
Чернышевский из Петропавловской крепости пересылал по частям "Что делать?" через Пыпина в редакцию "Современника" Некрасову, поэтому тюремный цензор не смог увидеть и оценить идейное значение книги, и она увидела свет. Роман"Порог" товарищи Чернышевского по каторге переписали от руки и сумели переправить за границу, где в 1877 году П.Л.Лавров его напечатал.
(Продолжение будет)
____________________________________________________________________________________
Спасибо за чтение. Жду комментариев, лайков, подписки. Удачи всем!