В своей педагогической практике мне регулярно приходится отвечать на извечный родительский вопрос: как поднять успеваемость школьника. В практике каждого учителя, да и родителя тоже есть немало собственных наработок, но сегодня я хочу остановиться на результатах одного исследования, на которые я недавно наткнулась.
Суровая испанская статистика
Один из ведущих университетов Испании, не помню его название, решил проанализировать успеваемость школьников 13-14 лет. Для этого были опрошены более 26 тысяч подростков. Так вот, более 85% мам и более 63% пап ежедневно интересуются, какое домашнее задание задали их детям. Контролируют его выполнение более 60% мам и более 46% пап. 40% родителей оказывают своим детям помощь в решении задач и в написании сочинений.
Недалеко ушли
В России подобные исследования не проводились, но несомненно, что суть родительского контроля и помощи останется прежней: просмотр заданий в дневнике, уточнение у одноклассников, контроль оценок в электронном дневнике, выполнение с помощью ГДЗ по русскому и английскому языку, решение примеров и задач с помощью калькулятора. Делать домашку с помощью ГДЗ просто: набрать в любом поисковике урок, класс, и вывалятся все правильные ответы. Помощь оказана!
Корень зла
Согласно мнению психологов, успеваемость ребёнка зависит от выбранной модели воспитания ребёнка: коммуникативной или контролирующей. Получается, одни родители со своими детьми просто общаются на разные темы, не вникая в учебные дела, а другие исключительно контролируют, настырно суя свой нос в дневник, тетради, портфели и так далее. В результате контролирующей модели у ребёнка не формируется чувства самостоятельности и ответственности, а значит высоких результатов ждать не стоит.
Мои три копейки
Ну, и в заключение хочется высказать своё педагогическое мнение: ваш ребёнок станет учиться хорошо, если уже с детского сада приучен к самостоятельности. Сначала его надо заинтересовать, потом как-то стимулировать, а когда малыш станет постарше, постараться его убедить, что хорошая учёба в школе – это интересно, здорово, перспективно. Очень нужно постараться, чтобы ребёнку самому понравилось учиться, чтобы он испытывал радость от хороших оценок, от похвалы. Бесспорно, в начальных классах со стороны родителей должен быть контроль, но ещё больше у них должно быть терпения.
Привыкание к новому режиму проходит долго и мучительно, многие родители пытаются что-то делать за ребёнка сами, чтобы хоть как-то ускорить выполнение домашнего задания и наконец-то отдыхать. В этом и есть главная ошибка. Многие дети специально провоцируют родителей на помощь, но не нужно вестись: пусть делает медленно, долго, но сам. Когда он поймёт, что резину тянуть бесполезно, и ему не помогут, то перестроится и будет стараться поскорее сделать уроки, чтобы заняться другими интересными делами.