Чем хорошая космическая ракета отличается от плохой? Наверное надежностью- это важно. Массой забрасываемого на орбиту груза, куда без этого. Но, пожалуй, самым важным фактором становится ее стоимость, ведь дорогой носитель будет просто не на что запускать.
Так водится, что главным преимуществом русских ракет была их стоимость, оттуда же и высокая конкурентоспособность и когда Роскосмос озвучил стоимость нового носителя тяжелого класса, глаза полезли на лоб у всех. Ракета "Ангара" стоила почти в два раза дороже аналогичного с ней "Протона"
Ведь по сути, своей кроме стоимости никаких претензий к новой ракете не было. 5 двигателей РД-191, возросшая масса полезной нагрузки, надежность- все на уровне. Смущала лишь цена.
Согласно докладу отдела коммерческих космических перевозок Федерального управления гражданской авиации США стоимость одного запуска Ангары равнялась 100 миллионам долларов (65 у Протона), к ней следовало добавлять дорогую страховку, которая именно для этой ракеты составляет 40% от стоимости груза, выводимого на орбиту. А это еще примерно 20 млн долларов.
И если стоимость страховки неизбежно снизится с началом массовых запусков, то с непомерной стоимостью самого носителя что-то надо было делать.
С этой целью в ГКНПЦ имени Хруничева была разработана целая программа мер по снижению стоимости производства.
В первую очередь, завод обратил внимание на логистику. Планируется, сосредоточить производство всех компонентов под крышей одного цеха, а само производство перенести в Омск.
С целью "оптимизации" сократят и площадь производства- в Москве на 80%, в Омске на 50%.
Каким образом, стеснение производства может сделать ракету дешевле, разительно непонятно. Разве, что предприятие поделится "золотой" московской землей с "нужными" людьми.
Снижения стоимости ракеты производитель намерен добиться и за счет удешевления производства двигателей носителя. Дело в том, что на новой ракете используются новые двигатели РД-191. Нормальные по характеристики, но весьма дорогие. Каждый движок обходится заказчику в 10 млн. долларов, а всего на первой ступени их 5.
Производство каждого двигателя ведется в ручном режиме и занимает не менее 1,5 года.
Его западный конкурент в виде двигателя Merlin ракеты Falcon 9 обходится компании SpaceX в 1 млн. долларов и производится на потоке.
Производитель двигателя- предприятие Протон-ПМ обещает снизить стоимость производства в 1,5 раза и сократить цикл производства на 30%. Инвестиции в создание производства двигателей РД-191 составляют 13 млрд рублей из которых уже потрачено около 7 млрд.
До планируемых коммерческих запусков ракеты Ангара остается совсем немного. Первые запуски должны начаться в середине 2020 года и до этого времени производителям необходимо провести огромный объем работы.
Увы, отказаться от нового носителя российская космическая промышленность уже не сможет. На создание ракеты потрачено слишком много времени и сил, отныне главную надежду российской космонавтики придется долго и муторно доводить до ума. Нам еще с ее помощью космос осваивать.
Что почитать:
Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно.