Найти тему
Astral Analyst Guild

Аналитик-консультант: жонглируем временем

Перефразируя классику: если ты не будешь управлять временем - оно начнет управлять тобой
Перефразируя классику: если ты не будешь управлять временем - оно начнет управлять тобой

Разработка IT-проектов по современным методологиям предполагает наличие команды разработки, которая и является генератором получаемого клиентом решения.

В команде выделяются роли:

  • собственно разработчика (человека, который пишет программный код);
  • тестировщика (сотрудника, проверяющего итоговое решение на наличие ошибок);
  • тимлида (лидера команды, управляющего всеми процессами в команде);
  • продакт оунера (владельца продукта, ответственного за результат);
  • системного аналитика (сотрудника, который определяет потребности пользователя, прорабатывает задачи до начала разработки и сопровождает разработку на всем протяжении жизненного цикла).

Аналитик переводит потребности бизнеса и пользователя на язык разработки, в результате чего разработчику становится понятна логика реализуемого решения; а пользователь получает именно тот продукт, который ему нужен.

За время работы в рамках проекта аналитик обрабатывает и накапливает огромный массив информации. Это совершенно естественно приводит к тому, что в эту “копилку знаний” регулярно заглядывают все члены команды, а иногда - и другие сотрудники организации.

Как аналитик может удержать хрупкое равновесие между задачами по созданию новых артефактов и необходимостью находиться в онлайн-режиме в течение всего рабочего дня? Попробуем разобраться.

С чего начнем?

Waterfall VS Agile
Waterfall VS Agile

Для начала поймем, в какой методологии производится разработка в данной команде.

Если команда работает по Waterfall`у или аналогичным последовательным методологиям, есть вероятность, что вопросов нам будут задавать меньше. Ведь здесь на аналитическом этапе мы готовим сложную большую постановку, в которой стараемся учесть все возможные вопросы и предусмотреть самые разнообразные варианты. Разработка по такой постановке предполагает четкое выполнение всего описанного, поскольку чаще всего итоговая задача “отшлифована” многочисленными согласованиями с заказчиками, менеджерами и другими заинтересованными лицами. Однако на другой чаше весов здесь - отсутствие регулярных встреч команды разработки, на которых оперативно решались бы все возникающие вопросы. Получается, что по этой конкретной постановке у команды разработки вопросы могут возникнуть только после того, как разработка начата. И именно тогда аналитику придется возвращаться к вопросам, которые уже “проварены” и слегка подзабыты.

Если команда работает по методологиям, основанным на философии Agile (Scrum, Kanban и др.), вопросов может возникать больше, поскольку в разработку поступают задачи различной степени детализации. Но ежедневные встречи, планирование, ретроспективы и другие предусмотренные методологиями мероприятия создают единое коммуникационное пространство, в рамках которого решаются возникающие у членов команды вопросы, происходит взаимный обмен информацией и формируется единое видение общих целей.

В любом случае мы видим, что время аналитика делится между временем, в которое мы занимаемся созданием уникальных артефактов (постановок, US, диаграмм, макетов, статей wiki и т.д.) и временем, в которое он занят задачами взаимодействия.

В данной ситуации можно порекомендовать несколько инструментов организации и структурирования своего рабочего времени.

Планируйте

У нас есть план, и мы его придерживаемся
У нас есть план, и мы его придерживаемся

Первым инструментом аналитика в борьбе за драгоценные минуты спокойной работы является планирование. Возможно, у вас возникнет закономерный вопрос или обоснованное возражение - как мы можем спрогнозировать время, которое потратим на консультирование команды разработчиков? Ведь в один день они могут не обратиться к нам вовсе, а в другой - задать вопрос, который требует полного включения и поиска дополнительной информации.

Я предлагаю вам подходить к планированию постепенно и взять полтора месяца на наблюдение. За это время в вашей команде разработки пройдет два-три спринта, а вы соберете достаточно данных для того, чтобы иметь возможность обоснованного планирования. Какие же моменты вам необходимо фиксировать в этот подготовительный период?

Во-первых, нужно составить список сотрудников, которые обращаются к вам за консультацией.

Во-вторых, необходимо ежедневно фиксировать количество поступающих от сотрудников вопросов и время, которое потребовалось вам на их решение.

В-третьих, вам нужно оценить примерную сложность возникающих вопросов, а также наличие ответов на них в описанных вами постановках и wiki-статьях.

По итогам подготовительного этапа у вас должна получиться таблица, содержащая примерно такие колонки:

  • Номер итерации;
  • Дата обращения;
  • Время обращения;
  • Время решения;
  • Кто обратился;
  • Роль обратившегося в проекте;
  • Вопрос;
  • Сколько времени занял ответ на вопрос;
  • Есть ли ответ на вопрос в постановке/wiki.

Таким образом с незначительными временными затратами вы наберете прекрасную базу для дальнейшего прогнозирования.

Собранная информация поможет вам ответить на следующие вопросы:

  • В какие дни недели ко мне чаще всего обращаются за консультациями?
  • Какие сотрудники ко мне обращаются?
  • Какие вопросы чаще всего встречаются?
  • Сколько времени в день/неделю/итерацию/месяц я трачу на консультирование?
  • Как активность коллег зависит от дня недели? От командных событий?
  • Насколько критичны задаваемые мне вопросы?
  • Читают ли члены команды внимательно мои постановки и wiki-статьи?

Уже догадываетесь, какие действия можно произвести с учетом имеющейся информации?

  • Внести в план дни недели, в которые с 80% вероятностью вы сможете спокойно работать над своими задачами;
  • Обратить особое внимание на представление задач тем сотрудникам, которые к вам обращаются чаще всего; проводить с ними предварительные плановые беседы, разъясняющие непонятные для них моменты в новых постановках;
  • Составить список кратких ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы и предоставить доступ к нему сотрудников. Сделать это нужно как можно быстрее, пока разработка функции еще не завершена. Этот список в дальнейшем послужит хорошей основой для wiki-статьи;
  • Рассчитать среднее время, которое необходимо заложить на консультирование;
  • Определить чисто для себя, что далеко не все задаваемые вопросы являются смертельными, и ответы на большинство из них можно дать не сиюминутно, а, например, спокойно закончив мысль или обработку блока информации;
  • Поменять структуру и стиль изложения информации в базе знаний или постановке для наиболее легкого освоения читателями.

И уже после того, как все нужные приготовления произведены, - можете смело планировать будущую неделю. А в процессе работы, естественно, делать выводы о точности планирования и планировать будущие периоды точнее.

План может не быть подробным, но в нем должна содержаться информация о задачах, которые вы должны выполнить за эту неделю, и времени, которое вы можете выделить на задачи взаимодействия (в том числе - консультирование).

Поговорите с командой

Dream Team
Dream Team

Обозначьте свою позицию команде. Во время очередной встречи команды с участием тимлида (или без него, если вы работаете в классическом Scrum`е), - расскажите о том, что для более эффективной работы вам нужно время на полное погружение в вопрос. Объясните, что точно так же, как разработчикам тяжело “выныривать” из почти проработанного куска кода, - вам сложно отвлекаться от анализа определенной информации. И не забудьте упомянуть о том, что это может привести к снижению качества аналитики, создать риск упустить важную мысль. Просто поговорите, объясните это и совместно выработайте правила, по которым, например:

  • до обеда вас лучше не тревожить;
  • критичные срочные вопросы задавать лично, а не писать в чат;
  • обращать внимание на текст постановки и прилагающиеся статьи wiki и в свободное время изучать их;
  • в оговоренное время вы полностью доступны для входящих вопросов, готовы найти и предоставить всю необходимую информацию и т.д.

Список правил может быть каким угодно, главное - чтобы он подходил вам и команде.

Обратите особое внимание на то, что данные правила должны соблюдаться для всех членов команды.

Взращивайте идеи взаимного уважения - и тогда это будет работать.

Ешьте “помидоры”

А вы думали, какие?
А вы думали, какие?

Следующим инструментом является составление графика, по которому вы будете отвечать на накопившиеся к вам вопросы.

Например, вы с командой решили, что до обеда не отвечаете на их вопросы и полностью занимаетесь проработкой артефактов - поставьте это в график на день и не реагируйте на внешние раздражители.

Не отвлекаться на многочисленные чаты в процессе работы вам поможет, например, помидорковый таймер.

Например, заведите “помидор” на 25 минут, 25 минут спокойно поработайте. Через 25 минут сделайте себе приятное - уймите интеллектуальный зуд, почитайте все, что вам написали за это время в чатах, и запланируйте, когда сегодня вы будете отвечать на эти вопросы. Далее следуйте заложенному плану.

Ведите документацию

Потому что все любят котиков
Потому что все любят котиков

Еще один инструмент мы вскользь затронули выше - это база часто задаваемых вопросов и wiki проекта. Никто этого не читает - скажете вы. Даже постановки не все читают - скажете вы. Ну давайте, скажите, - все же так говорят! Вот же такой живой и теплый аналитик, а вот - бездушный, формализованный и совсем непривлекательный для чтения текст, - естественно, все выберут аналитика!

Наша задача - найти решение этой проблемы. Давайте добьемся того, что наши тексты начнут читать.

На предыдущих этапах вы отследили примерные пиковые периоды активности своих коллег (возможно, как гуру аналитики даже составили график) и осознали, какой информации им не хватает для работы. За время существования команды вы примерно выяснили, как именно мыслит ваша команда и поняли, что, например, картинки или схемы воспринимаются гораздо легче и проще и вызывают меньше вопросов, чем сплошной текст. То есть у вас есть все предпосылки для того, чтобы формировать контент исходя из особенностей вашей целевой аудитории.

Нарисуйте Mind Map; сделайте несколько слайдов презентации; киньте ссылку на написанную языком читателя wiki -статью в командный чат; расскажите о своих активностях и информации, которую можно найти на общекомандных ресурсах на ежедневном стендапе; подойдите к разработчику, который чаще всего к вам обращается и расскажите, где круглосуточно можно найти информацию…

В общем, выясните для себя индивидуально: что работает в вашей команде?

Итого

Как видите - рекомендации выше не содержат каких-то сложных методик и вы вполне можете применить их вне зависимости от стиля работы вашей команды.

Будем рады увидеть вашу обратную связь и почитать, что помогает структурировать рабочее время именно вам.

Текст: Татьяна Величкина

Редактор: Алена Черкасова

Фото: найдены на просторах Сети