В фильме "Обыкновенное чудо" король в килте. Не Леонов, Леонов, как мы все прекрасно помним, в камзоле и кюлотах с вышивкой в цветочек. Гарин, Гарин - в килте. Просто было две экранизации этой пьесы - в 1964 и в 1978 году. Та, которая с Янковским, Леоновым и Симоновой - вторая. А в первой играли Олег Видов - Медведя, Эраст Гарин - короля, он же выступил режиссером картины. Фильм черно-белый, по динамике сильно уступает второй экранизации, но некоторые моменты тут очень хороши.
К примеру, первое появление короля в версии 1964 года очень эффектное! Распахивается верхняя створка входной двери:
Ее быстро захлопывают. И тут распахивается нижняя створка!
Кстати, это внезапное появление в дверях позаимствовано и в экранизации 1978 года. Король тоже показан уже стоящим в дверном проеме.
Если в облике короля 1978 года прослеживаются черты костюма условного 18 века - такого, сильно переработанного для сказки - то король образца 1964-го очень реалистичен.
Вот фотографии знатных шотландцев, одетых для торжественных формальных поводов. Художник по костюмам явно изучал эту тему!
Даже просто сравнивая эти две фотографии, можно заметить, что между 1912 и 1952 годом изменились воротнички мужских сорочек (да, это так и было, и это тема для отдельной статьи), форма галстуков (эти менялись туда-сюда-обратно то узкие, то широкие несколько раз), но состав костюма остался неизменным. Килт + жилет + пиджак. Ибо это дневное мероприятие. Для вечернего мероприятия полный формальный костюм с килтом дополнен фраком:
Собственно, и в 18 веке килт дополнялся модным в ту эпоху верхом.
Вернемся к костюму короля из "Обыкновенного чуда". Килт дополнен довольно странным верхом: король путешествует, время дневное, то есть тут должен бы быть пиджак с жилетом в тон и галстук. Но это же король! И король самодур к тому же. Так что он днем, в пути одет во фрак, светлый жилет и бабочку.
Остается только гадать, почему именно создатели фильма остановили свой выбор на шотландском костюме. Это можно объяснить тем, что место действия пьесы - в Карпатских горах, именно туда, не задерживаясь в ближайших королевствах едут король со свитой, так как "соседи такие сплетники". Шотландия как раз находится далеко, а национальный мужской костюм этой страны очень узнаваем, очень необычен и притом абсолютно вписывается в стилистику европейского романтизма, в которой выдержана сценография и другие костюмы.
А во время неудачного бракосочетания дочери король одет в парадный костюм XVII века.
Ну почти Король-солнце!
Подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах", я пишу еще и о костюмах в кино.