Найти в Дзене

«Дети мои» Гузель Яхина. Немецко-грузинские сказки на территории СССР

Оглавление

Я долго не решалась взяться за второй роман Автора нашумевшей и в целом понравившейся мне «Зулейхи», опасаясь испортить впечатление. Увы, это произошло. «Дети мои» этакая сказка-быль, где мистический вымысел, базирующийся на книгах братьев Гримм, намертво вцепляется в горло истории СССР и к концу повествования все-таки перегрызает ей глотку.

Органичного соединения двух жанров: детских сказок и документальных событий не получилось, хотя задумка, на мой взгляд, вполне себе жизнеспособная, вероятно, проблема в пропорциональном содержании. Ведь сочинения братьев Гримм в своем первоначальном исполнении скорей походили на хоррор, чем на детские истории на ночь и несли в себе прямую средневековую мораль, отражая реальность того времени. Так что наука история и народный фольклор еще могли бы посоревноваться за первое место на пьедестале достоверности.

Реинкарнация Якоба Гримма в волжском пряничном домике

У книги, безусловно, присутствует идея, что сразу выделяет ее на фоне беллетристики, заполняющий лучшие полки книжных магазинов. За основу произведения взята мысль, что Человек своей волей, своим пером, своей мыслью может менять окружающий мир. Сельский учитель Якоб Бах, выступает в роли одного из братьев Гримм, фактически получив фамилию от своего тестя Удо Гримма, вторым же братом, как не забавно, выступает товарищ Сталин (к сожалению, второго Гримма звали Вильгельм, а не Иосиф, и сей факт Яхина изменить уже не смогла), тоже великий «сказочник» и прославленный деятель, которому Автор приписывает «крестное отцовство» над поволжскими немцами.

Основные персонажи книги связаны в пары и повторяют в разные периоды времени судьбы друг друга. Самые наглядные линии, это, конечно, мать Клара и дочь Анче, в начале жизни бывшие заложниками хутора и его сурового Хозяина (сначала в лице Удо Гримма, затем Якоба Баха) и в конце, дочь проживает на сцене написанную для матери иную счастливую историю, ставя точку в этой сказке, замкнув ее в самой себе, будто сняв проклятие уединенного в лесу дома.

Зулейха закрывает глаза

С другими персонажами вышел швах. Так, Екатерина Вторая встает в пару к Гофману — их связывает не только совместное утопление в Волге (как мы помним, товарищ Сталин выкинул втулки, переплавленные из памятника императрицы в реку, Гофман оказался в реке тоже не совсем добровольно), эти два персонажа показаны «родителями» поволжских немцев. Екатерина, призывая земляков в Россию, называет их «дети мои», Гофман заботится о своем селе и его жителях, продолжая дело, начатое его бронзовой предтечей.

Бах и Сталин — наша главная пара сказочников. Только один «карлик», и размах его мысли простирается на всего одну отдельно взятую деревню, где и сбывается все, что он написал бессонными ночами, в то время, как великанские сказки Кобы реализуются на всей территории страны, впрочем, их разнят только масштабы. В этом контексте, когда мы в общем-то сочувствуем Баху, который хотел, как лучше, а получилось, как всегда, ярко выраженная параллель со сталинскими деяниями выглядит, мягко говоря, кощунственно.

Вообще главы с господином Джугашвили, личность которого Автор по-детски наивно пытается скрыть за местоимением «он» и определением «вождь», лично у меня вызывали плохо контролируемый рвотный рефлекс, эти сталинские «откровения» дурны не только в плане содержания и морали, их как-будто писал другой человек. Это школьный фан-фик на советский учебник истории с размытым текстом, потонувший в Волге и потерявший половину страниц.

Писателей много, а товарищ Сталин один!

Я скажу еще буквально пару слов о Сталине в рамках книги Яхиной, хотя мое недоумение относительно участия этого персонажа также глубоко и неудержимо, как Волжские воды. Сильное отторжение вызвало у меня описание бильярдной партии Сталина с Гитлером. Во-первых, это вторично, редкий писатель, ознакомившись с агитацией Гитлера «Майн Кампф», не включил в свое произведение сцену борьбы фюрера с кем-то из своих персонажей. Из последнего, что читала - «Книжный вор», где Гитлер в весьма жалком виде сражается на боксерском ринге с евреем.

Ну, и само описание происходящего, когда идеологическая победа над противником возможна только через его уничижительное описание. На мой взгляд, эта недостойная попытка на уровне литературного дилетанта, когда заканчиваются аргументы, остается только кинуть в оппонента грязью.

«Поняв, что случилось, Гитлер заскулил нечленораздельно, зацарапал коготками стол, выдирая из сукна зеленые волокна, засучил в воздухе ножками».

«Забросил на стол согнутую корявую ножку в шерстяном гетере (вождю показалось, что от подошвы квадратного ботинка отчетливо пованивает дерьмом...)»

...на мой взгляд, не только от подошвы, но и от всей этой главы. Изобразить нацизм в виде дерьма, в которое можно случайно вляпаться, что ж, в прямоте Автору не отказать. Только стоить помнить, что воображаемая партия происходит в Москве, так что вероятно фюрер вляпался в кучу где-то на территории Кремля.

Еще одна сцена сталинской «сказки-были» это карп Ежов, которого Сталин сначала поджаривает, а затем скармливает стае бродячих собак, а те в свою очередь, пытаясь сожрать самого благодетеля, погибают от пуль охраны. Все эти ужасы Яхина явно вычитала в учебнике истории, правда, там никого не жарили — просто расстреливали, хотя Гримм его знает, что там было в подвалах Лубянки.

Так вот этот эпизод с дикими собаками идет параллельно со сценой случайной встречи Баха со стаей волков, прошедших мимо Человека, не имеющего в сердце страха. То есть Сталин, как персонаж прямо претерпел глубинное моральное изменение: от решительного вождя к испуганному диктатору, чем Автор вероятно и оправдывает уничтожение карпов, собак и заодно с ними и людей.

Удивительно, но в изложении Яхиной, Джугашвили предстает перед нами чуть ли не лирическим героем. Автор берется описывать глубинные мотивы Кобы в момент значимых исторических событий, а также его чувства, мысли и желания, впрочем, тоже самое она проделывает и с другими персонажами, которые, как оказалось в эпилоге тоже имели вполне себе реальные прототипы. Кстати, к великой радости любителей женских романов реальный Васька таки женился на реальной Анче! Горько.

В эпилоге о хорошем

Теперь я все же кратко расскажу о том, что мне понравилось, а то складывается впечатление, что эта книга может пойти только на растопку печи на хуторе. Произведение написано живым самобытным языком, превосходный стиль художественного текста (помимо глав про Сталина) делает чтение приятным и осмысленным. Яхина пишет отлично — с этим трудно спорить, да и нужно ли.

«Дети мои» многослойная иносказательная притча, и все линии, начатые Автором, в итоге нашли свое логическое завершение. Например, мне очень понравилась сцена со «дном истории» в момент самоутопления Баха, где Якоб встретился и с Екатериной Второй в виде бронзовых втулок от памятника, и с преобразившимся Гофманом, и даже с бильярдным столом Сталина. Все значимые персонажи сошлись в одну точку в потоке великой русской реки и где-то в глубине подсознания Главного Героя.

Прекрасно иллюстрированна закольцованность истории, преемственность поколений, показанные на примере заколдованного хутора, представляющегося отдельной маленькой вселенной, где Бах сначала занимает место отца Клары — хозяина поместья, а затем и старухи Тильды в заботе о детях.

В этой части книги присутствует глубокая эмоциональная составляющая, пробивающаяся сквозь личину немного старика, потерявшего не только любимую женщину, но и себя самого, а теперь рискующего утерять навсегда то единственное, что держало его в мире живых — своего/чужого ребенка.

Колоссальное число отсылок к сказочным персонажам, которые узнаются в Героях произведения, что придает книге налет мистицизма. Это и ведьма Тильда с пряничным домиком («Гензель и Гретель»), и прекрасная Клара, заточенная в «башне» собственным отцом («Рапунцель»), и захоронение Клары в леднике, как погребение Белоснежки в стеклянном гробу.

Сюжет выдержан в этом «сказочном» стиле, что, конечно, делает чтение интересным. Эту книгу сложно назвать банальной, но шедевра из нее не получилось, и на мой вкус, как всегда виноват товарищ Сталин. Я рекомендую первую книгу автора «Зулейха открывает глаза», «Дети мои» оставим фанатам Яхиной, с этого произведения знакомство с Автором начинать точно не стоит.

Группа ВКонтакте с рецензиями

Рецензия на "Зачем мы спим"