Найти тему
Историческое оружиеведение

"Фальшион из Каирки": прототип ятагана из татарского захоронения XIV века?

Воины Золотой орды в Прикавказье в середине - третьей четверти XIV в. (Горелик М. Армии монголо-татар X - XIV вв.).
Воины Золотой орды в Прикавказье в середине - третьей четверти XIV в. (Горелик М. Армии монголо-татар X - XIV вв.).

Введение.

В 1983 году у села Каирка Каланчакского района Херсонской области археологической экспедицией была раскопана группа курганов, "изумительная по составу инвентаря". В них были обнаружены железные шлемы, сабли, кольчуги и панцыри, наручи, берестяные колчаны, седла, стремена, котлы, амфоры и другие интересные предметы. Захоронения были датированы по найденным монетам - дирхемам хана Узбека (1312 -1341) - XIV веком. Однако, с точки зрения оружиеведения, наиболее интересным оказались находки из кургана № 3. Само по себе оно не уступало богатством другим: "погребенный в кургане № 3 у села Каирка лежал вытянуто на спине головой на северо-восток. Руки вдоль туловища. Череп имеет явно выраженные монголоидные черты. При погребенном находились: железные сабля, булава-шестопер, нож, кольчуга, двуручная корчага, железные наручи, шлем. Под кистью левой руки - кожаный кошелек, а в нем - семь серебряных монет, под пальцами правой руки обнаружен небольшой сверток из шелковой ткани, в котором - железное огниво, кремень. Вдоль левого бедра - сложносоставной деревянный лук с остатками тетивы. Вдоль правой ноги - берестяной колчан со стрелами. Ниже колчана, около стопы правой ноги, стоял медный котел. В юго-западном углу подбоя находилось деревянное седло, украшенное костяными накладками, а также пара стремян. Удалось проследить остатки одежды из зеленоватой ткани, а также кожаные сапоги" (Толочко П. Кочевые народы степей и Киевская Русь) Однако наибольший интерес представляло собой длинноклинковое оружие, которое было названо при описании "саблей".

"Сабля" из Каирки.
"Сабля" из Каирки.

Описание оружия.

Сабля также резко выделяется из группы "классических" кочевнических сабель этого периода. Ее спинка имеет выпуклость до 0,6 см в районе елмани, которая (вторая отличительная особенность этой сабли) начинается плавной дугой с расстояния 37,5 см от перекрестия и достигает максимального расширения 5,5 см на расстоянии 58,5 см от перекрестия. Вследствие этого лезвие сабли сильно изогнуто в нижней трети клинка, а общий изгиб оружия усиливается и наклоном хвостовика рукояти – около 12°. Выделяется сабля и рукоятью: навершие имеет вид уплощенного брусочка, более узкого, нежели верхняя часть ручки, и как бы надставленного сверху так, что расширение верха ручки выступает мыском (Евглевский А.В., Потемкина Т.М. Восточноевропейские позднекочевнические сабли). Следует отметить, что эта "сабля" должна была быть весьма эффективным оружием: расширение боевого конца, смещающее к нему баланс (чему также способствовала явно не тяжелая рукоять), а также сильный наклон рукояти к лезвию, обеспечивали мощный рубящий эффект. При этом сабля, за счет все того же наклона рукояти, сохраняла и способность для вполне удовлетворительного укола.

"Сабля" из Каирки.
"Сабля" из Каирки.

Гипотезы и предположения.

Необычность найденного оружия заставила М. Горелика назвать его "фальшионом", поскольку, по его мнению, расширение клинка со стороны лезвия с плавным закруглением к острию является характерной приметой именно западноевропейских фальшионов. Предположив это, М. Горелик заявил, что оржие могло быть изготовлено на юго-западе Улуса Джучи, в одном из пунктов, тесно связанных с западноевропейским ремеслом, например, в Крыму. Там "богатый ордынец мог увидеть западноевропейский фальшьон, оценить его боевые качества и заказать себе подобное оружие. Исполнить же его могли целиком местные мастера" (М. Горелик). Вместе с тем, следует отметить, что, называя это уникальное оружие фальшионом, М. Горелик все же обратил внимание и на серьезные отличия его клинка от клинка "классических" фальшионов: каирский клинок был "значительно изящнее, тоньше и длиннее, т.е. гораздо более вытянутых пропорций". Однако, при этом он не обратил внимание на то, что обух клинка в районе боевого конца имеет вполне заметный изгиб, характерный именно для ятаганов (образованный той самой "выпуклостью", которая отмечена в описании оружия). В этом смысле показателен самый ранний из сохранившихся ятаганов, т.н. ятаган Баязида II, датируемый ориентировочно 1481 годом, выпуклость обуха которого также начинается у начала расширения боевого конца и потом плавно сходит к острию.

Ятаган Баязида II (1481 г.).
Ятаган Баязида II (1481 г.).

Дополнение.

Любопытно, что "странные" сабли позднекочевнического периода не ограничиваются только этим "фальшионом". В 1975 году при раскопках золотоордынского захоронения в Донецке была обнаружена т.н. "сабля из Текстильщика", которая датирована XII в. Его отличительной чертой является весьма нетрадиционный для сабли волнообразный изгиб – лезвие сабли вогнуто на протяжении 66,7 см (2/3 клинка), и только нижняя треть лезвия плавно выгнута. Спинка изготовлена соответственно лезвию – на протяжении 36,7 см (от перекрестия) она прямая, далее на протяжении 33,3 см – слабо выпуклая (до 6 мм), в нижней трети – слабо вогнутая (1,3 см) (Даниленко В.Н., Швецов М.Л., Гершкович Я.П. Отчет Донецкой новостроечной экспедиции об исследовании курганного могильника эпохи бронзы, раннего железного века и позднего средневековья в зоне строительства микрорайона "Текстильщик" в г. Донецке в 1975 г.). Следует обратить внимание на то, что спинка этой сабли тоже имеет выпуклость перед началом боевого конца. Сабля тоже довольно уникальна, хотя на рынке, образованном раскопками "черных археологов" проскакивало археологизированное оружие с подобной геометрией клинка.

"Сабля из Текстильщика".
"Сабля из Текстильщика".

Основные источники: М. Горелик.  Шлемы и фальшьоны: два аспекта взаимовлияния монгольского и европейского оружейного дела; Даниленко В.Н., Швецов М.Л., Гершкович Я.П. Отчет Донецкой новостроечной экспедиции об исследовании курганного могильника эпохи бронзы, раннего железного века и позднего средневековья в зоне строительства микрорайона "Текстильщик" в г. Донецке в 1975 г.; Евглевский А.В., Потемкина Т.М. Восточноевропейские позднекочевнические сабли; Толочко П. Клчевые народы степей и Киевская Русь.

Об истории ятагана без мифов вы можете прочитать здесь.

О складных ножах кельтов, викингов и римлян вы можете прочитать здесь.

О кописе, самом известном мече Древней Греции, вы можете прочитать здесь.

Мы продолжим публикации материалов об оружии и тактике армий разных стран мира и разных веков. Подписывайтесь на канал "Историческое оружиеведение", следите за публикациями, делитесь интересными статьями, ставьте лайки, комментируйте и задавайте вопросы. Это поможет развивать канал!