Некоторое время назад на нашем канале вышла статья "В июле 45-го в Августовских лесах", посвященная войсковой операции частей Красной Армии по прочесыванию Августовского лесного массива с целью ликвидации бандформирований Армии Крайовой. Само собой, тут же повыскакивали борцы "за вашу и нашу свободу" с воплями про советских оккупантов и польских партизан. Давайте же разберемся, как все было на самом деле.
"Советов не создавать и советских порядков не вводить" это цитата из приведенного ниже документа дивизионного уровня, который ссылается на соответствующее постановление ГКО № 6282/сс от 31.07.44.
Постановление же прямо говорит, что советские войска вошли в Польшу исключительно для окончательного разгрома врага и иных задач не преследуют. Права административного управления освобожденными территориями, мобилизации населения и пр. принадлежат исключительно органам власти, создаваемым Польским Комитетом национального освобождения. Принадлежащая польским гражданам собственность находится под охраной советских военных властей и польских органов власти. Граница между Польшей и СССР установлена соответствующими договоренностями с Польским Комитетом национального освобождения. Примечательно также, что жалование советским военнослужащим на территории Польши с августа 1944 года начинает выплачиваться в польских злотых.
Таким образом говорить об "оккупации" Польши в 1944 году, мягко говоря, не корректно.
И при том при всем СССР имел веские основания рассматривать Польшу если и не как враждебное госсударство, то уже точне не как союзника. Со всеми вытекающими.
Напомню: Армия Крайова в лице отдельных своих командиров заключала временные военные союзы с немцами против советских партизан и советских же частей. Об этом мы рассказывали в статье "Несколько занимательных фактов о Польше". А такие структуры как "Бригада Святого Креста" получили и вовсе статус добровольцев СС. Количество поляков, служивших в Вермахте (без учета полицейских и вспомогательных частей), весьма велико. В советских документах учета военнопленных поляки упоминаются наравне с венграми, итальянцами и румынами, из чего можно сделать вывод, что явление это было массовым.
Например, так вопрос ставится в приведенной ниже шифровке от 09.02.45, которая требует пленных иных ( кроме немцев) национальностей также направлять в лагеря военнопленных в форме и с соответствующими сопроводительными документами. Указаны в скобках французы, поляки, чехи, видимо как наиболее распространенный случай.
Армия Андерса численностью под 100 тысяч человек, отсиживалась в СССР в глубоком тылу, постепенно сдвигаясь к южным границам нашей страны в ожидании "неминуемого поражения Сталина" и воевать с общим врагом вместе с Красной Армией отказывалась, будучи целиком при этом на советском содержании.
Так называемое "Войско Польское" в 44-м году наполнялось в значительной степени военнослужащими Красной Армии польской национальности, а то и просто полки переводились туда без особых выкрутасов в полном составе - по такому принципу были сформированны ВСЕ польские ВВС, воевавшие на советско-германском фронте.
Короче именовать Польшу союзником можно было только с большой натяжкой.
Однако Советский союз проявлял уважение к традициям и укладу жизни польского населения - в приведенном выше постановлении ГКО прямо запрещается насаждать советские порядки, препятствовать исполнению религиозных обрядов, проявлять неуважение к церквям и костёлам.
Не повезло только эмиссарам лондонского эмигрантского правительства. С ними рекомендовано поступать "как с авантюристами". Формулировка весьма расплывчатая и дает возможность трактовать указания ГКО в широких пределах.