Найти тему
Андрей Лучков

Покушение на генералЯ!

Мой КАМАЗ-самосвал №57-57 БО номер зубной пастой подрисовывали, когда стирался.
Мой КАМАЗ-самосвал №57-57 БО номер зубной пастой подрисовывали, когда стирался.

Наступающий день не предвещал ничего необычного. Октябрь в Кабуле, на окраине города. Раннее лучезарное утро...

Поднимающееся солнце, потягиваясь, рассыпало свои тёплые лучи по ярко-голубому небу, уже боролось за свои права, но ночная прохлада ещё приятно отрезвляла, заставляя просыпаться. Солдат с наряда по техпарку, что за мной пришёл, рассказал, что мой КАМАЗ-самосвал был заказан на работу по благоустройству полкового стрельбища, старший машины невысокий, но очень бойкий и весёлый прапорщик.

Иду в парк, густая пыль под ногами - как пух и совсем не грязь. Иду, а сам мечтаю развалиться на сидениях и ещё "захватить" часок - другой сна. Покемарить. Это очень даже возможно, если "старший машины" припозднится. Ты будешь сидеть, лежать, писать письма домой, но официально - ты "на выезде". Ан нет, обломись мечта поспать!

Радостный, как будто завтра в Союз, он - этот самый "облом", в погонах прапорщика, встречает меня на КПП, с транспортной путёвкой в руках.

- На, заполняй! И в "Разгуляево"! - веселится. С чего бы?

Беру путёвку. А чего её заполнять? Никогда никто не требовал этого от меня. Ещё на "заре" моего "водительствования" в полку (а было это всего-то месяц-два назад!), зампотыл нашего полка объяснил мне, что именно этот КАМАЗ (а он один на весь полк), ну, и я в том числе, нахожусь в его личном распоряжении. И пока машина на ходу, и на неё есть спрос, то я всегда буду "на выезде". Вот так!

Это большая удача, особенно для "молодого". Но самая большая "привилегия" - это то, что при загрузке песком или другим каким грунтом от афганских экскаваторщиков, мне разрешалось "ОФИЦИАЛЬНО" расплачиваться с ними соляркой. Ну, не будут они на своей технике за бесплатно грузить КАМАЗ-шурави.

В общем, повезло - так повезло!

... Заурчал КАМАЗ, уселись и поехали мы за песком. Из Тёплого стана, мимо "стройбата", по окраине Кабула, мимо инфекционного госпиталя, мимо аэропорта и дальше в горы. Про горы - это я громко сказал, просто поворотов много, слева какие-то холмы гладкие, а горы - они видны с правой стороны, далеко, хотя "для бешеной собаки 5 километров - не крюк!". И вот, между этими горами и дорогой, протекает маленькая речушка и есть там место, где афганцы добывают песок. Рядом пост советский, танк вкопанный, полу-забор глинобитный. Туда и едем.

Причина веселого настроения прапорщика выясняется довольно быстро. Из подоспевшей "бражки" нагнали они на стрельбище самогонки и вот сняли вчера "пробу", да, утром допробовали ещё по-чуточку. Но им песка, машины две надо. Начальство какое-то высокое приезжает их проверять. Ну, там банька протапливается, обед-шашлык будет, но нужно ещё освежить места, где начальство ходить будет. Вот для этих целей песок нужен самый хороший, беленький.

Доехали туда хорошо, быстро. Километров 30 от полка. Договорился с погрузчиком на две машины за одну канистру. Настроение моё повышается. Загрузил меня афганец хорошо, но ... Начали мы выезжать из карьера на дорогу и вот, чувствую, как поднимается передок "Камаза" - перегрузил "бача" песок на "зад" кузова. Кузов тогда был без заднего борта, не то, что сейчас.

Ладно, небось доедем. Поскольку стаж мой водительский не большой, то и подвоха я не почувствовал, а только так - сомнения какие-то, нехорошие.   Знал я за своим "Камазом" одну странную деталь. При резком торможении (а какой русский не любит быстрой езды, и, соответствующего торможения!) мой самосвал почти не тормозил задними колесами! Только "передок"! Попытался я колодки развести. А ничего не получилось, ключ сломал, костяшки пальцев разбил. У других автомобилей тормозная система по другому принципу работает. Народ пытался помочь, использовали дополнительный рычаг - сломали ещё два ключа. Прошпринцевал все "масленки", заливал "веретенкой", "оружейкой" весь разжимной кулак - ничего не помогло, ... и успокоился. Обучался-то я на ГАЗ-53, да на УРАЛ 375.

Приехали мы в полк, на стрельбище. Прапор в свою "каптёрку" скрылся, я на разгрузку. Там уже солдаты с лопатами ждут. Весёлый прапорщик вышел, кричит мне:

- Банька готова! Пошли пар "снимем"!

Я "губу раскатал", но ... армия чем и хороша, так это запланировано-непредсказуемыми "обломами"!

Бежит какой-то "худосочный", тоже прапорщик и орёт, причём целенаправленно мне:

- Ты ...такой-сякой! С какого полового хрена?! Почему не со мной поехал?! Песок зачем сюда сгрузил?

А я ж, солдат, я делаю вид, что не понимаю! Хотя что тут непонятного.

"Стрельбищенский" прапор перехватил меня в парке раньше, чем тот, который оказался с хлебозавода. А путёвка была для "хлебозаводского" и с утра в парке лежала, а дежурный по парку "проверял" качество самогонки вместе со "стрельбищенским", ну, и решился он машину песка для стрельбища урвать. Логично? Что ему и удалось! Ох, шустрый!

А этот "хлебзаводский" весь пар на меня выпустил:

- Поехали туда же, где этот песок брали! Распоряжение зампотыла!

- Идите, ... товарищ прапорщик, на ГСМ и договаривайтесь!

Приказал он мне никуда без его командирского разрешения не ездить! Ни с кем! А я и не рвусь никуда. Банька - понятное дело, обломилась! Но "весельчак", чувствуя свою вину передо мной, предложил перекусить у них. В общем, только и успел я какую-то кашу пропустить внутрь, как этот "командир" с хлебозавода уже орёт, меня ищет. Заел я луком-хлебушком кашу, для запаха и витаминов, конфетку венгерскую - леденец, и погнали.

Едем, значит. Этот пыжится, а мне весело, но в пределах нормы. Прохлада утренняя уже кончилась, причём давно и сразу. Жара, чисто парилка в кабине, так и потеем. Пока ехали, он мне лекцию читал, как надо служить в армии, кого слушать, а кого нет. Я постоянно соглашаюсь и рулю себе. Но солдатский взгляд на службу ничем не оригинален: "Солдат спит - служба идёт!". Улыбайтесь, товарищ прапорщик.

... Загрузили нас хорошо. Как и в прошлый раз - много песка на "зад" кузова, но с утра песок был из вечерней кучи, просох уже за ночь, а сейчас грузили мокрый, из речки.

Также поднялась "морда" КАМАЗа вверх, когда выбирались по пыльной дороге на асфальт, резко "ухнулись" вниз, тряхнуло порядочно. Прапор чуток заёрзал. Опять "надулся" и молчит. Да, ладно! Теперь с горки едем! Может ещё, на баньку успею. Хотя, по расчётам выходит, что не успеваю я ни в какую баньку! Пожрать бы успеть в столовой, а то и обед уже проходит!

Теперь главное, о чём так долго хотел написать.

... За этими мыслями замечаю, как обгоняют нас, причем в наглую, аж, на правом повороте и по встречке, три машины. Первая белая "Волга ГАЗ-24", за ней чёрная, тоже 24-ка, а последним бойко "идёт" "ГАЗ-66" с полным кузовом солдат, типа "церандой". Все номера афганские. Кто, что, откуда??? А оно мне надо знать? Наверное, важный чин едет, с охраной. Да пусть едут. Я не против, и прапор молчит вон, успокоился и не командует. В смысле не реагирует на этот афганский "выебон". Ушли они вперёд, за поворот.

За поворотом и мы на прямую дорогу вышли, скоро госпиталь инфекционный справа будет. Солнце - зараза, в глаза бьёт! Кончилась всякая там утренняя "лучезарность", выжигает так, что сидушки раскалённые!

С горки разогнались, гружёному КАМАЗу и 80-90 км/ч - скорость хорошая. Вижу перестроения какие-то впереди. Что за дела?

Эти, которые меня обогнали, не так уж далеко ушли. В зоне видимости. Вот встали они все, прямо на дороге. "ГАЗ-66" обогнал обе "Волги" и на обочине пристроился, белая "Волга" вслед за ним, на обочине своё место заняла. А на встречу мне идёт колонна "КАМАЗов". Мы, водители, в своих кабинах обязательно таблички на лобовом стекле сооружали, такие, что сразу видно, откуда водитель родом. "Москва", "Тула", "Молдова", "Киев" и т.д. А если земляки встречаются, то жмут клаксоны! Приветствуют друг друга! Весело и приятно.

Вот и я отвлекся чуток, значит, самую малость, от дороги. А чего там непонятного? Две машины уже встали на обочину, значит, что будет делать третья машина из этой же колонны? Мне понятно, а вам?

Смотрю, а табличек не видно! Ещё это солнце! Ни одной таблички! Ба! Да это же, афганская колонна! Какие, к Аллаху, таблички! Так, смотрю вперёд, а третья машина оказывается как была, так и осталась на проезжей части! Не на обочине! Ещё и дверь теперь с левого боку открывается!

... Торможу - не тормозится! Торможу, торможу - слабо, слабо, но заметно замедление. Вижу, что не смогу затормозить до "Волги"! И всё как в замедленном действии. Тут прапор мой проснулся:

- Тормози, давай!!!

Слава Богу, подсказал, а то я не знал, как называется это действие правой ногой, которое я выполняю уже секунд 10!

Быстро соображаю, что правая обочина плотно занята двумя машинами "ГАЗ-66" и "Волга-24"- не прорвусь я там. Расстояние между "Волгой" на дороге, из которой вылез низкорослый толстяк в кителе, и афганской колонной не достаточное, но делать нечего. Сигналю встречным "барбухайщикам" и фарами, и гудком! Рулю-сворачиваю в их колонну, словно на таран! И сигналю! Вроде бы поняли. Первый водила-афганец ушёл, сколько мог, на свою обочину! Уступает мне место. Спасибо! Прохожу первую машину вплотную. Смотрю и влево и вправо, успеваю одновременно следить, а как там "Волга"?!

Крендель в кителе отбежал в сторону. Глаза небось выпучил? Не обделался? Сумасшедший "шурави"! Ты, сука, раскорячился посерёдке - это нормально?! А я сумасшедший?!

Тут я замечаю, что моя кабина КАМАЗа проходит вроде мимо "Волги"! Ура! ... Слева стукаюсь боковыми зеркалами заднего вида со второй машиной из колонны! От резкого звука разбившихся зеркал и стёкол, дёргаю руль немного вправо. Предательский скрежет справа! Бл...ть, приехали! Задел "Волгу"!!!

На микроскорости, почти остановившись, обгоняю всю эту долбанную кавалькаду из трёх машин, тоже принимаю вправо и встаю. Ох, думаю, сейчас Вы у меня получите примочки из русского разговорного! Даже мысль была - ссыпать на эту "Волгу" весь кузов песка!

Но я ещё только встал на обочине, а у меня уже "пассажир" на подножке. С остервенением пытается открывает мою водительскую дверь!

- Пошёл на ЙУХ!!! Буру бача!!!

Сука, и разозлил, и удивил меня! Это ж негр!!! Реальный негр какой-то огромный! И, вот что плохо, здоровый он! Ручищи-кулачищи с пивную кружку! Иссиня чёрная кожа. Рычит, ни дать, ни взять - горилла!   Вряд ли предстоит партия в шашки! Ему, стоящему на подножке, не удобно дверь на себя тянуть, а мне удобно, я упёрся, тяну дверь на себя, бью его по рукам и ору прапору:

- Автомат дай!

Надо ж хоть пугнуть в воздух! А автомата нет! Поворачиваюсь, а мой "командир" сидит белый, и не слышу ни голоса командного, ни приказов к действию. А автомат мой, АКСу - "плевок обрезанный", уже у другого негра! С другой двери залезли и автомат забрали! Быстро работают. 

Ладно! Не хотите по-хорошему, ладно. Сам не знаю что делать, но увидел свои запалы от гранат. Они висели над дверью водительской, "бачат" - надоедливых, от машины отгонять, если что. А то воруют всё подряд с машины.

Схватил запал. Не знаю, что прапор подумал, но голос он подал:

- Не надо!

Чего не надо?! Я ж не собираюсь гранату в кабине взрывать! Да и нету гранат! Одни запалы! Тут этот негр, отпихнул меня, открыл дверь и выволок на свет из кабины! А там, внизу, уже маленький "маймун" (обезьяна) в фуражке на меня подскакивает-прыгает, орёт, аж, визжит, слюни во все стороны разбрызгивает вместе с ругательствами. Если бы звук тот записать на носитель какой-нибудь, то отменная "противоугонка" бы получилась! От волнения и я на него, и на всю это "шоблу", как заору:

- А ты кто такой?! Что орёшь?! Генераль?! Какой ты, на ...уй, генераль?! У тебя колоски какие-то в петличках! Колхозник ты!!!

Фуражка у него, размерами, как аэродром для дальней авиации, сползает то в бок, то на свирепые глаза. Сам-то он, почти высокий, метр - в прыжке! А слюной-то как брызжет! Не понимаю я ничего:

- Пошёл на хЭр!

О-о-о! Зачем я это сказал?! Это он понимает! И негры его, тоже понимают! Ко мне рванулись!

- Ты чё мне пальцы в глаза суёшь?! ЧёО?! Убери свои руки! Да видел я всё! Видел, как ты тут раскорячился! Сам ты, урод слепой! По...изди мне ещё!

Надо же, как хорошо русский разговорный знают! Это сколько же раз вас всех туда посылали?! Достал уже этот, с кулачищами. Реально заехать мне хочет! За руки хватает. Но, тут разговор перешёл в более спокойное русло. Переводчик с их стороны, говорит:

- Трафик! Трафик!

Кто такой этот "Трафик"?! А, полиция ваша! Ну, вот хНер вам!

- "ВАИ" будем ждать!

Тут опять мой "командир" влез! Его там, за кабиной Камаза, тоже помурыжили! Вот и он говорит мне, что надо ехать в "трафик" этот.

- Чего?! Как это надо ехать в полицию?! Не поеду я никуда!

Жаль, "мобилок" тогда не было! Я б созвонился с ротным, до сих пор его вспоминаю. Капитан Целищев. Так вроде бы. Дай Бог ему здоровья!

Тогда переводчик доступно объясняет мне, что я почти сбил-задавил важного афганского генерала. А вдруг я пытался это сделать специально?! Он генерал, заранее приехал встретить и помахать афганской колонне грузовиков. А я виновник инцидента, если не сказать больше! И его охранники могут меня сейчас скрутить и силком доставить не в полицию, а "куда надо"! И увидит меня моя мама или нет, зависит теперь не от меня. Ах, ты, сука!

Долбанутый негр уже в кабину мою залез, осматривается. В общем всё плохо, но ещё хуже - не едут "ВАИшники" и никаких наших машин не проезжало мимо. До госпиталя далеко, не доорёшься.

Поехали в полицию. Негр за рулем, я рядом, сбоку ещё один негр. По дороге ни "ВАИшек", никого из наших. По каким-то узким дорогам проехали в центр Кабула, наших нет нигде. Я озираюсь, как затравленный зверёк, негры следят за мной.

Приехали к серому высокому зданию. Вход стеклянный, но пыльный, а дальше традиционные маленькие двойные дверки, сквозь которые протискиваться нужно. Меня в комнату какую-то привели и закрыли, посадили значит, прапора увели дальше. Чего теперь? Сижу, жду. Темнеть начало. Возня, дверь открылась. Двое наших Шурави и местные траффик-абреки какие-то. Один из наших, вроде бы майор по званию, улыбается мне как давнему знакомому и говорит:

- Давай, солдат, на выход! Нормально всё? Документы с собой?

- Нет, - говорю: - Эти забрали!

- Разберёмся!

Поговорил он со вторым нашим, наверное "советник" какой-нибудь у афганцев. В общем принесли мне документы. Я этот момент не очень хорошо помню. Может от волнения память, как-то заблокировалась, а может, перебор неприятностей за один день сказался. Не знаю.

Потом забрали мой КАМАЗ со "штрафной стоянки" - черти, солярки почти нет! Как ехать домой, в 181 МСП? Пока ехали, я всё размышлял, если КАМАЗ заглохнет без соляры, что мне делать? Сидеть и охранять или на такси в полк?

Ну, прибыли. Я в роту пришёл. Там уже все в курсе. Ржут как "по-обкурке", паразиты. Интересуются, чего это, стало быть, я козла этого на дороге не задавил? Не попал что ли?

Ха-ха-ха, как смешно! Мне ещё к ротному идти. Пришёл к нему в модуль. Сердитый сидит, зыркает на меня строго и сразу главный вопрос:

- Что с "Камазом"? Какие повреждения?"

А что там, всего одна "загогулина" от литой подножки пассажирской отскочила и всё! А у "Волги" (как потом написали в "Деле") - разбит левый задний фонарь, странным образом загнулся никелированный бампер, да полоска, от подножки моей с пассажирской стороны, процарапала на "Волге" краску по заднему левому крылу, аккурат у задней двери заканчивается.   Второй вопрос: "- На...уя (на кой чёрт?!) я поехал в полицию?! Делать нечего?!". Рассказываю, что да как оно было.

- "Права" у тебя лишние?! Зачем отдал?!

- А как же?

- Ещё не раз такое может случится! В таких случаях отвечать надо, что нету прав!!! Ты солдат, какой армии?! Долб...ёб и распи...дяй!

- Так точно, он самый!

- Тогда, говорит, держись! Тебя обязательно в особый отдел вызовут, показания снимать. Лишнего не пи...ди! Говори только это и это! Рисуй план, где кто стоял, как ты ехал, где встал. Вспоминай, кто, чего говорил! Скажи, что угрожали! Обязательно!

Сразу вспомнил и этого"гориллу", и "маймуна" в фуражке, зоопарк на выезде в окрестностях Кабула.

Спасибо тебе "Ротный"!

Наш командир автороты 181 мсп до ноября 1984 года, капитан Целищев.
Наш командир автороты 181 мсп до ноября 1984 года, капитан Целищев.

Потом всё так и случилось, как ротный сказал. Раза три я всё это рисовал, для разных комиссий. На место "преступления" ездили на следующий день. Там осколки заднего фонаря лежали аж, посреди дороги и на "встречке". А водила, генерала афганского, вообще другое место указал, зачем?

В особом отделе мне сказали, что нанёс я убытка родному государству на 1600 рублей! А это очень много, и если будут требования с потерпевшей стороны, или какие-нибудь другие нюансы дополнительные выяснятся, то "светит" мне "дисбат", или на "гражданке" присудят мне выплату на указанную сумму. Такого наговорили, только держись. Я оправдываюсь, а сам верю - могут и "на дизель" отправить. Только один разок спросил:

- Это как же получается? Если целая "Волга ГАЗ 24" стоит тысяч 7-8 по госцене, то почему задний фонарь, загнутый бампер и поцарапанное заднее крыло стоят 1600 рублей?!" Может там, в счёт, включили ещё и "испуганные" штаны генерала?

Объяснили мне, что в валюте цена у Волги другая. Потом вызвали меня ещё раз в подвал, под наш памятник "Родина помнит своих героев!", где БТР на постаменте стоит и стела памятная про Анфиногенова Николая (Герой СССР), и объявили, что наказание моё будет в виде штрафной "дырки" в талоне предупреждений. Кто помнит, был такой документ в водительских правах. Ну, удачно обошлось! Я переживал много и сильно.

К тому времени я уже перебрал почти всю тормозную систему КАМАЗа. Ходил на местную свалку "убитых" машин с разных полков, ползал под рамами от КАМАЗов и снимал патрубки воздушные, кран тормозной искал, трубки разные, да и всякую оставшуюся мелочь.

В окончании всей этой истории, после того как меня вызвали в особый отдел, я ремонтировал свой "Камаз". Командир моего 2-го взвода ГСМ прапорщик Александр Азлов, с Белоруссии, помогавший мне, заметил, что я (извините за подробности) писаю тёмного цвета струей! Да, это была "желтуха". Гепатит. Сам я, точно не пошёл бы проверяться в медпункт, слишком много всего навалилось за эти несколько дней, а взводный отвёл меня лично, чуть ли не за руку. И за это ему большое спасибо! И этот - настоящий Мужик! И ему, дай Бог здоровья! Не мало хороших и людей, и командиров было в моей жизни!   Но это уже другая история ...    Для чего все это написал? Да, наверное, потому, что были мы тогда просто пацанами, и учиться нам приходилось каждой мелочи на своей шкуре.

И цена этих, вроде бы, "мелочей" оказывалась порой очень высокой. Кто-то первый раз в человека стрелял, кому-то танком доверили управлять, а я вот на КАМАЗе отслужил большую часть времени. И хорошо, что не все наши ошибки стоили кому-то жизни!

И гаснет "телевизор" возбужденной памяти. Покрывается зябкой дымкою, чернеет воображаемый экран и я уже ЗДЕСЬ, а не ТАМ. Словно, какой-то ковёр-самолёт пронёс меня, по одному мне известному маршруту, и оставил в современной пустыне, покрытого непонятными мурашками и с взъерошенными волосами... В пустынях так часто видны МИРАЖИ ...