В нашей статье "Родила, а теперь жалею. Исповедь трех солигорских матерей" молодые мамы поделились с читателями своими историями о том, с какими психологическими трудностями им пришлось столкнуться после рождения детей. Прокомментировать ситуацию мы попросили клинического психолога, руководителя школы психологии в Солигорске Елизавету Дунаеву. А также рассказать, что такое послеродовая депрессия. И что делать молодым мамам, их близким, если это случилось.
- Что касается героинь статьи – то это больше вопрос к формированию материнства, чем к депрессии. К тому же диагноз может быть поставлен только на очном приеме и только врачом психиатром или психотерапевтом.
"Как можно пожалеть, что родила?"
- Этот вопрос встречается довольно часто. Женщины им задаются даже чаще, чем мужчины. За этим всегда стоит некоторый стереотип, который активно поддерживается и общественно, культурно, и на уровне СМИ, что материнство – это счастье, радость, это то, что приносит только положительные эмоции. Без него и жизнь не та. Но, при этом, остается в тени вторая сторона материнства, которая всегда тоже есть: материнство – это лишения, это кардинальное изменение образа жизни, потеря части собственной идентичности, т. е. части себя. Женщина должна отказаться от части своих потребностей, порой, очень важных для нее, для того, чтобы обеспечивать потребности своего ребенка. И при этом не получать отдачи взамен. Потому что ребенок постоянно берет. И, по сути дела, никогда не отдаст. Так устроена наша эволюция. Он отдаст своим детям.
Я тебя родила...
- "Я тебя родила, а ты потом стакан воды в старости подашь". Это накладывает долг на ребенка и превращается в нагрузку для него, ведь он должен любыми путями сделать родителя счастливым. И превращается все в один анекдот:
- Семочка, слушай маму. Мама прожила свою жизнь, проживет и твою.
Если исходить из такой позиции, то тогда заканчивается эволюция. И если у ребенка появляются свои дети (по разным причинам: давление общества, матери), тогда рождение малыша – это не то, что нужно мне, а то, что нужно маме, чтобы сделать ее счастливой. И психологическая эволюция заканчивается. Появляется поколение несчастливых детей и несчастливых взрослых. Которые отдают родовые долги.
Такое материнство перестает быть материнством и превращается в долг, который необходимо выполнить.
Главный вопрос: зачем мне нужен ребенок?
При формировании родительства (как женщинам, так и мужчинам) важно задаться: зачем мне нужен ребенок?
- Один из самых очевидных ответов здесь: ребенок нужен для того, чтобы женщина и мужчина могли почувствовать себя родителями, мамой и папой. И если они, планируя ребенка, не могут ответить на этот вопрос для себя так, чтобы быть удовлетворенными своим ответом, тогда, скорее всего, родительство будет иметь те, или иные трудности. Но это не обреченность. Сейчас мы можем приобретать опыт не только из поколения в поколение, но и через информационное пространство. И если пара забеременела, не чувствуя потребности родительства – это не значит, что и она, и ребенок обречены. Быть родителем можно научиться.
Первый шаг. Осознание того, почему я хочу быть им. И тогда можно действовать дальше.
Что же касается послеродовой депрессии, то она не означает, что мама неправильная.
К сожалению, не так редко встречается то, что принято называть послеродовой депрессией. Это также будет мешать женщине почувствовать свое материнство и направить материнское чувство к ребенку. И в полной мере, как бы она хотела, заботиться о нем.
Это не говорит, что женщина неправильная. С одной стороны – это биохимические нарушения. При перестройке гормонального фона возможны некоторые отклонения. Что-то идет не так. В этом нет ничего страшного. Есть два типа послеродовой депрессии.
Бэби-блюзы, которые могут проходить у женщины через какое-то время сами по себе. Без вмешательства. По мере того, как ребенок растет. Это проявляется в некоторой отстраненности, холодности, отсутствия вау-эффекта, сниженного настроения, отсутствия аппетита, сна. Это признаки классической депрессии, которые приходят в норму, когда организм адаптируется. В принципе, бэби-блюз можно сопровождать психологической поддержкой. И это, в любом случае, будет хорошо для женщины. Особенно, если ей недостаточно семейной поддержки. А в более тяжелых случаях может понадобиться медикаментозная помощь. Но, чаще всего, она проходит самостоятельно.
Второй вид послеродовой депрессии – когда эти нарушения более явно выражены и приобретают стойкий характер. Эта депрессия в большей степени напоминают классическую меланхолическую депрессию. И в меньшей степени похожи на нарушение адаптивной реакции.
Тяжелое нарушение, когда женщина не может заботиться о ребенке. Ее настроение постоянно подавлено. Сон нарушен настолько, что она не может восстановить силы.
Как определить, страдает ли женщина от депрессии? Или она просто подстраивается под жизненный ритм ребенка?
- Нужно оставаться внимательным к молодой матери (это не мама в молодом возрасте, а мама, у которой ребенку меньше года. Даже если ей за 40, либо это уже второй, третий, четвертый ребенок).
Есть стереотип, что материнство – это врожденный инстинкт. Она родила и должна все знать и уметь. На самом деле, это та же работа, что и любая другая. Инстинкт будет скорее половым, т. е. инстинкт размножения. А для того, чтобы стать матерью необходимо учиться. Хорошо, если в собственной семье был положительный пример. А если нет – тогда приходится познавать самостоятельно.
При депрессии женщина становится "выключенной". И не может ничего делать: ни есть, ни пить, ни ухаживать за ребенком. Иногда даже это может перейти в послеродовый психоз. Кроме того, послеродовая депрессия опасно еще и суицидами. Причем, для послеродовой депрессии, суицидальное поведение опасно расширенным суицидом, т. е. мать может убить не только себя, но и своего ребенка. Когда это происходит – чаще всего для женщин, которые решаются на этот шаг, это выглядит как спасение для себя, и для ребенка. Жизнь для матери становится настолько ужасной, а мир опасным и угрожающим, что она не решается оставить маленькое, беззащитное существо в этом пугающем мире и обречь свое дитя на страдания.
Сигнальные "красные" флаги послеродовой депрессии: подавленное настроение, мир видит в темных красках, себя оценивает негативно, пропадает желание и потребность в уходе за собой. Ухудшается сон и пропадает аппетит. При депрессии хуже всего женщина чувствует себя утром, когда сон не приносит отдыха и облегчения, а лишь усугубляет чувство разбитости. Восприятие времени нарушается: оно тянется, не возникает желание что-либо делать. Потеря интереса к тому, что интересовало ее раньше. Есть возможность выйти, а она не выходит, поскольку это ей не интересно, она не знает, зачем.
Психоз – процесс не тихий. Бредовые речи, абсурдные и нелепые идеи. Суетливость. Его не заметить сложно. Психоз поддается лечению при своевременном обращении за помощью и правильном медицинском уходе в условиях стационара.
Как найти выход?
- Надо от чего-то отказываться. Неумение молодой мамы это сделать, часто становится проблемой. Конечно, этого от нее требует общество, семья. И она сама от себя тоже что-то требует. Женщина не ляжет спать с ребенком днем, потому что нужно убрать в квартире и приготовить мужу ужин. При этом муж может ничего и не говорить (однако так бывает далеко не всегда, часто мужчины продолжают требовать от жены то, что она делала до рождения ребенка). Даже, если жена уснула, он придет и, как взрослый, половозрелый человек, сам все приготовит (мы не берем в расчет, когда мужчина сам еще ребенок). Но женщина сама себе не позволяет, ведь она чувствует себя плохой хозяйкой, женой. Плюс приходят мамы, свекрови, бабушки и критикуют. И вместо поддержки женщина получает только упреки. К сожалению, у нас молодые мамы чаще получают упреки, чем поддержку. Общественное мнение, что им нельзя жаловаться: "Ты же родила! Ты должна быть счастлива!". И молодая мать оказывается загнанной в угол.
Как могут помочь близкие?
- В первую очередь, нужно оставаться внимательным к молодой маме. И помнить, что это не ее инстинкт, она всему учится. Поэтому поддержка необходима.
Меньше всего молодая мама нуждается в советах. Больше всего – в реальной помощи. Прийти и помыть посуду – значит гораздо больше, чем сотня наставлений, как себя вести, как управляться по хозяйству, как воспитывать ребенка, что чувствовать.
Всегда нужно обращаться к специалисту. Если говорить про послеродовую депрессию – нужно обращаться к врачу. Даже если женщина переживает бэби-блюз – лучше проконсультироваться.
Как говорил Зигмунд Фрейд: "Депрессия не признак слабости – это признак того, что вы пытались быть сильным слишком долгое время". И нежелание обращаться к специалистам – увеличивает риск ухудшения депрессии. Проконсультироваться можно у врача психиатра, психотерапевта или психолога, специализирующегося в сфере клинической практики.
Солигорский психоневрологический диспансер оказывает наркологическую и психиатрическую помощь:
с 08.00 до 19.00 по адресу: ул. Молодежная, 5А,
с 19.00 до 08.00, а также в выходные и праздничные дни в приемном отделении Солигорской ЦРБ.
Анонимно, конфиденциально.
Телефон доверия: 26-37-14 (с 08.00 до 16.00),
Круглосуточные телефоны доверия экстренной психологической помощи:
8 (017) 290-44-44 - для взрослых;
8 (017) 263-03-03 - для детей и подростков.
МТС 8 (029) 899-04-01
Отдел новостей "Электронного Солигорска"