Сегодня в журнале мы рассмотрим историю одного из высших религиозных постов в нашей стране, о котором, тем не менее, широкой публике мало известно. А именно — должность Пандидо Хамбо-ламы, т.е. главы буддистов нашей страны. Тема эта очень интересна.
Как известно, «народ веры ламайской» представлен у нас бурятами, калмыками, тувинцами и частью алтайцев. Пандидо Хамбо-лама — это верховный религиозный лидер бурят (у калмыков и тувинцев есть свои иерархи, но когда мы говорим о главе российских буддистов мы обычно подразумеваем именно этот пост).
Первый документ самого высокого уровня датирован 1741 г., когда императрица Елизавета, удостоив аудиенции монаха Дамбу Заяева и выслушав его, благосклонно отнеслась к идее распространения буддизма среди своих бурятских подданых и даровала легализацию молитвенных домов (дацанов), утвержденные штаты лам (священнослужителей) и хувараков (послушников). С этого момента буддизм прицепился к бюрократическому государственному механизму и перестал быть маргинальным.
1741-1764 годы это период, когда верховный лама в Бурятии уже был (уроженец Тибета Агван ПУНЦУК), но власть его еще не признавала, не обличала полномочиями.
История верховной должности ламайского духовенства в России началась 22 июня 1764 г., когда вышел указ Пограничной канцелярии №610 по представлению Сената и за подписью императрицы Екатерины II Великой об «утверждении Дамба Даржа Заяева в должности главного Пандито Хамбо-ламы всех буддистов, обитающих на южной стороне Байкала».
--------------------
1764-1777 гг. I Пандидо Хамбо-лама Дамба ЗАЯЕВ (Дамба Доржаа Заягийн), Цонгольский дацан.
I Пандито Хамбо-лама Дамба Доржо Заяев родился в местности Нарин-Кундуй (ныне территория Шарагольской сельской администрации Кяхтинского района Республики Бурятия). Дата рождения является, в общем, предметом споров - называются даты и 1700 и 1702 и 1711 год (по времени зачатия, как и принято отсчитывать возраст у буддистов, в 1710).
Семья была многодетной и Дамба имел в ней прозвище — «Тодо». Отец, мелкий князек — Зая Сахулаков, мать — Ды(э)жид происходили из цонголов рода абагат и пришли из Монголии. Ведь на тот момент среди бурятов больше был популярен шаманизм, а не буддизм.
Существует множество историй о его детстве, но очень уж сильно они мифологизированны. Все сходятся — в Тибет он стремился с самого рождения.
С двумя сверстниками в 1724 году ушел из отчего дома за мудростью и вскоре оказался в Монголии и затем — и вовсе в Тибете, в самой Лхасе. Обучение в Гоман дацане заняло 7 лет и по итогам его был удостоин посвящение в гецулы от II Панчен Ламы Лопсан Еше и в гелонги от VII Далай Ламы Галсан Лопсан Жамцо. (то есть дал монашеский обет). Кроме того, сдал экзамен на богословскую степень «Габжа» и ему были пожалованы подарки и снаряжение для обустройства дацана. И сам далай-лама признал его «Номуун ханом» то есть «царем учения» (административный титул, позволяющий проводить обряды). Кстати, обучаясь и обладая свободным временем, любопытный послушник успевал совершать и паломничества по святым местам Тибета.
В 1731 году вернулся в родные края с целью дальнейшего утверждения учения будды, основал общину Цонгольского дацана и стал ее ширетуем (т.е. настоятелем). И вообще вел активную миссионерскую деятельность - проповедовал, сам строил дацаны, приглашал учителей из Монголии и Тибета, проводил молебны. Кроме отличного знания учения отличался и прекрасным организаторским талантом.
Именно поэтому в 1764 г. он, как ширетуй Цонгольского дацана, знаток учения и миссионер, был утвержден императрицей Екатериной II главой всех буддистов за Байкалом и, наряду с другими ширетуями-настоятелями, принес присягу на верность России и императрице. Ламы официально вошли в сословие священнослужителей и с этого момента не платили ясака (и налогов далее).
В 1767 г. Пандидо Хамбо-лама (наряду с некоторыми другими лицами) был приглашен самой императрицей для работы в «Комиссия по составлению нового уложения». Планировался какой-то любопытный документ, что-то вроде договора общественного согласия, предтеча Конституции. А составлять ее должны были депутаты из разных местностей нашей страны. Комиссия проработала два года и ничего в результате не родила. Хотя все депутаты получили по итогам официальные грамоты и золотые знаки, подобные орденам.
Как написано в биографии — «на шестьдесят шестом году жизни его физическое тело, успокоившись, подошло к прекращению существования».
В 1786 г. на старомонгольском языке была выпущена биографическая книга Заяева — «Описания путешествия в Тибет», переизданная на русском в 1989 г.
--------------------
1777-1784 гг. II Пандидо Хамбо-лама Содномпил (Сонампэл) ХЭТУРХАЕВ (Хэтуркеев, Хытэрхеев, Хэтэрхэйн), Цонгольский дацан.
Племянник Заяева, потомственный казак (!). Сейчас многие с трудом осознают, что казаками в РИ именовались вольные люди приграничья практически без привязки к национальности и вероисповеданию. Вот поэтому мы видим любопытное сочетание — казак и религиозный иерарх в одном лице.
Недаром граф Рагузинский свою «Инструкцию пограничным дозорщикам» адресовал в основном как раз бурятам:
«1) лам заграничных, чужих подданных не пропускать;
2) приложить все усилия для развития автономии местного ламства;
3) ежели оставшихся лам в российской стороне по нынешнему разграничению недовольно, то в таком случае выбирать между собой из каждого рода по два мальчика благоразумных и к науке способных...»
Фото, сделанное через двести пятьдесят лет после описываемых событий. Казаки в Урге, 1913 г. Посмотрите на лица казаков.
Изображений его самого мне найти не удалось.
--------------------
1780-1797 гг. III Пандидо Хамбо-лама Лубсан Жимбэ (Лувсан-Жимба) АХАЛДАЕВ (Агалдаев, Ахалдайн), Тамчинский дацан.
Предположительно родился в селе Тамча, Во всяком случае он точно основал в тех местах впоследствии Тамчинский (Гусиноозерский) дацан, резиденцию Пандидо Хамбо-лам с 1783 по 1932 г.).
Вот он спустя два столетия.
Происходил из рода хатагинов, как и последующие пять иерархов.
В 1780-84 гг., занимал верховный пост одновременно с Содномпилом Хэтурхаевым, ну а после его кончины утвердился уже единоличным главой. Видимо существовали какие-то родовые трения, буряты до сих времен вовсе не монолитны и хорошо помнят, из какого именно рода происходят.
Вот по этой выдержке хорошо видно, что российские власти выбирали, кому вручить полномочия.
«По указу е. и. в. и по определению Иркутского наместнического правления сего года ноября 20-го числа, велено дать тебе сей указ во свидетельство того, что ты вышеупомянутому о тебе выбору при главной кумирне в цоржии определен и сим указом утвержден и сие звание велено тебе объявить главному ламе бандиде ханбе Агалдаев (Агалдаеву), которому препоручено во всех родах сделать надлежащее объявление и привести ему же к шерти».
Разделяй и властвуй в чистейшем виде.
Поскольку учился он в Монголии (а не в Тибете как Заяев), то и став главным буддистом принес в совершение обрядов не тибетскую, а монгольскую традиции.
Изображений его самого мне найти не удалось.
--------------------
1797-1809 гг. IV Пандидо Хамбо-лама Данзан Дымчик (Дэмчиг) ЕШИЖАМСУЕВ (Иши-Жамсуев), Тамчинский дацан.
И опять новый Пандидо хамбо лама племянник предыдущего (т.е. Лубсана Ахалдаева).
О нем информации практически не сохранилось, кроме указа о назначении.
Изображений его самого мне найти не удалось.
--------------------
1809-1839 гг. V Пандидо Хамбо-лама Данзан Гаван (Чойван) Доржо ЕШИЖАМСУЕВ (Иши-Жамсуев), Тамчинский дацан.
Теперь должность занял не племянник, а брат предшествующего. Несмотря на то, что полностью вступил в должность он в 1809 г. (после смерти брата), фактически исполнял ее с 1804 г.
В 1815 г. Селенгинский казачий полк, состоящий во многом из этнических бурят-ламаистов, был одной из первых частей вошедших в Париж. Своей непохожестью на европейскую регулярную армию они вызывали у наполеоновских воинов оторопь.
Изображений его самого мне найти не удалось.
--------------------
1839-1860 гг. VI Пандидо Хамбо-лама Данзан Шойбон (Чойбон) Доржо ЕШИЖАМСУЕВ (Иши-Жамсуев), Тамчинский дацан.
Младший брат предшествующего. Поэтому считался ламой с 14-летнего возраста (это блат, да).
Помимо утверждения в должности в 1838 г., в 1855 г. удостоился личного рескрипта с подтверждением полномочий от императора Николая I (большого любителя порядка и личного контроля всех и вся).
Именно при нем, в 1853 г. был определен порядок выбора на высшую буддистскую должность в России.
«В Высочайше Утвержденном 15-го Мая 1853 года Положении о Ламайском Духовенстве в Восточной Сибири сказано:
§ 6. При открывшейся вакансии на должность Бандидо-Хамбы, до назначения на оною другого духовного лица, Ширетуй Гусиноозерского дацана немедленно заступает его место и доносит о том Генерал-Губернатору, который с своей стороны делает зависящее распоряжение о производстве выборов в должность Бандидо-Хамбы.
§ 10. Выбор кандидата в звание Бандидо-Хамбы удостоверяется протоколом, за общей всех подписью /лиц участвовавших в выборах/ о чем доносится командированным чиновником Забайкальскому Военному Губернатору, а сей последний, достойнейшего из трех выбранных кандидатов, представляет чрез Министерство Внутренних Дел, на Высочайшее утверждение, и если он удостоится оного, то выдается ему на таковое звание Высочайшая Грамота.
Столоначальник Градовский»
Так же, согласно этому же положению, буддистский первосвященник назначался теперь только указом Императора, а не местными властями.
Под конец карьеры был даже награжден за беспорочную службу орденом Станислава II степени с выдачей «означенному лицу орденских знаков, установленные для не-Христиан, и грамоту на оные». Это успех и признание, хотя четырехстепенной Станислав все же был самым низшим из российских орденов.
В 1859 г. скоропостижно скончался в дороге и эпоха Ахалдаевых-Ешижамсуевых закончилось. Четыре представителя этой семьи удерживали в своих руках высокую должность в течении 80 лет.
Изображений его самого мне найти не удалось.
-------------------
1860-1872 гг. VII Пандидо Хамбо-лама Галсан-Чойроп (Сэндэлэг) ВАНЧИКОВ, Тамчинский дацан.
Вступил в должность согласно Высочайшему повелению государя от 22 декабря и приказу Министра внутренних дел от 31 декабря 1860 г. за № 116, то есть под новый, 1861 г. Но при этом указывалось, что русской грамоты он не знает и власть идет на нарушение собственных правил в угоду желаниям депутатов-выборщиков от различных дацанов.
Современник Н.Кириллов свидетельствует: «Хамбо отличался замечательной дородностью по рассказам выше 11 пудов весом».
Редкий для этого поста случай — но Ванчиков оставил свой пост в 1872 г. не в результате «ухода в нирванну», и даже не по старости, а по специальному бюрократическому указанию, отстранявшему его от должности в результате слишком активной профильной деятельности.
«Кроме того оказывается, что исправляющий должность Хамбо Ламы Ванчиков, зная, что заштатные ламы носят платье, присвоенные духовным, исполняют духовные требы и что штатные ламы обучают при некоторых дацанах детей тибетской грамоте, не принимал никаких мер против таких нарушений закона, оправдываясь, что он не знал ничего этого, тогда как известно, что он сам обозревал все дацаны и не мог не знать о таких отступлениях от положения о Ламайском духовенстве».
Сейчас пишут, что это интриги православных миссионеров. Очень даже возможный вариант. Но и вопрос о сверхштатных ламах возникал до самого 1917 г.
В том же 1873 г. около Новоселенгинска он участвовал во встрече наследника российского престола Александра Николаевича — будущего императора Александра III.
-------------------
1872-1873 гг. VIII Пандидо Хамбо лама Чой (Чойе) ВАСИЛЬЕВ (Василин), Сартольский дацан.
Первый за почти сто лет Пандито Хамбо-лама не из Тамчинского (Гусиноозерского) дацана.
-------------------
1873-1876 гг. IX Пандидо Хамбо-лама Шойдор МАРХАЕВ (Мархайн), Ацагатский дацан.
В этом случае можно даже отследить круговорот бюрократических документов, связанных с назначением.
Первое, выдвижение кандидатов.
«Департамент духовных дел иностранных исповеданий. Отд. II, Стол. II. № 187. Получено 6 февраля 1873 г. № 506.
Главное Управление Восточной Сибири. Отделение IV. Стол 1. Января 2 дня 1873 г. № 5, г. Иркутск.
Господину Министру Внутренних Дел.
По Высочайшему повелению, сообщенному Министерством Внутренних Дел 16 сентября с.г. за № 126 исправлявший должность Бандидо-Хамбо-Ламы Ванчиков удален от этой должности 17 Декабря н.г. депутаты от дацанов и родоначальники инородческих ведомств, исповедающих ламайскую веру, собравшись в Селенгинскую Степную Думу, единодушно избрали на должность Хамбо-Ламы трех кандидатов, именно: Гылун Ламу Ацагатского дацана Чойдор Мархаева 35 лет, Ширетуя Гыгетуйского дацана Бандан Ишидоржиева 41 года и Ширетуя Ичетуйского дацана Чойдок Цыдыпова 42 лет. Первый из избранных знает русскую грамоту.
Признавая, согласно с заключением Губернатора Забайкальской области из упомянутых трех кандидатов на должность Хамбо-ламы, достойнейшим Ламу Ацагатского дацана Чойдора Мархаева, как знающего по русски и прилагая при сем послужной список его, имею честь покорнейше просить ходатайства Вашего Высокопревосходительства об утверждении Мархаева в должности Бандидо-Хамбо-Ламы Ламайского Духовенства Восточной Сибири.
Генерал-Губернатор, Сенатор [неразборчиво]».
Тут любопытно, что VIII Пандито хамбо лама Чой Васильев даже не упомянут. Интересно, он был утвержден в должности?
Второе, справка-объективка.
«Послужной список Чойдора Мархаева.
Степень духовного звания, имя и фамилия и сколько от роду лет:
Ацагатского дацана Гылун Чойдор Мархаев. 35 лет
Из какого состояния происходит:
Из ясачных
Когда вступил в духовное звание, какие проходил в оном должности, кем, когда и за что был награжден:
Поступил в Ховараки сентября 23 1866 г.
Возведен в Гылуны июня 11 1869 г.
На каких языках умеет читать и писать:
Тибетском, монгольском, русском
Не был ли за что под следствием и судом и не подвергался ли кроме того другим каким штрафованиям и взысканиям как от своего духовного, так и гражданского начальства:
Не был
Каков поведением и исправен ли в отправлении своей обязанности:
Хорош и исправен
Генерал-Губернатор, Сенатор [неразборчиво]».
Третье. Санкт-Петербург утвердил.
«Высочайший указ об утверждении Ламы Мархаева в должности Бандидо-Хамбы Ламайского духовенства Восточной Сибири.
Божиею Милостию
Мы, Александр Вторый,
Император и Самодержец Всероссийский Царь Польский
Великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая.
Признавая Чойдора Мархаева достойным звания Бандидо-Хамбы Восточной Сибири Мы Всемилостевейше утверждаем его в этом достоинстве, и вверяя особому попечению его точное соблюдение как Высочайше утвержденного Положения о Ламайском духовенстве, так и прочих узаконений, для сего духовенства изданных и впредь издаваемых, надеемся, что он, Чойдор Мархаев, во всех отношениях оправдает таковую Монаршую Нашу к нему милость.
На подлинной Собственною Его Императорского Величества рукою написано: «Александр».
16 Февраля 1873. в С. Петербурге.
Контросигнировал Министр Внутренних дел Генерал-Адьютант Тимашев.
Верно: Директор».
Четвертое. Передача документа на места и личное вручение под расписку.
«1873 года 31 мая, мною получено Высочайшая Грамота на должность Бандидо-Хамбы Восточной Сибири Ламайского духовенства, от Господина Селенгинского Окружного Исправника Куркина в том и росписуясь Хамбо Лама Чойдор Мархаев».
Я не знаю, как это обставлялось тогда, но предполагаю что точно так же как и сейчас. Адресат в присутствии фельдкурьера читает и расписывается на конверте.
Бурятский народ обрел девятого верховного иерарха.
В истории он остался и тем, что определил границы влияния всех 33 тогдашних дацанов, то есть разграничил их территориально.
-------------------
1876-1896 гг. X Пандидо Хамбо-лама Дампил ГОМБОЕВ (Гомбын Дампил), Тамчинский дацан.
Священнослужитель наследственный, отец его тоже был ламой.
Первый из иерархов, кто понял необходимость тесного сотрудничества с наукой. Ученик русской школы Селенгинска, с 1838 г. — хуварак (послушник), с 1850 г. — гэцул (служитель), с 1854 г. — гэлонг (служитель более высокого уровня), с 1873 г. ширетуй (настоятель) Тамчинского (Гусиноозерского) дацана, и 13 марта 1876 г. достиг вершины карьеры, став X Пандидо хамбо-ламой.
Помимо русского знал монгольский, тибетский и палийский языки (профессиональная необходимость).
Член Российского географического общества (по представлению Академии Наук между прочим), даритель предметов культа музеям, жертвователь на образовательные светские проекты, знаток христианской библии и читатель Льва Толстого.
«Означенный Комитет свидетельствует, что Бандидо Хамба Гомбоев, относясь с большим участием к делу учреждения в Чите мужской гимназии, склонил к пожертвованию с этою целью вверенное его заведыванию и управлению Ламайское духовенство, при чем лично собрал 1535 р. 51 к. и сам пожертвовал 500 р.»
Общался со многими известными людьми своего времени, например ссыльными декабристами братьями Бестужевыми, ученым Ядринцевым, Ольденбергом, архиепископом иркутским Вениамином.
Согласно живущим в народе легендам (полевые дневники бичурской экспедиции 1966 г.). погиб он героически:
«Это произошло во времена молебствия на обо Бурин хан. Хамбо лама знал все замыслы противников (каких противников, интересно?)… он остановил помчавшихся лошадей на берегу обрыва, попрощался с народом. Объявил, что пришло время уйти, затем погнал лошадей и разбился с ними».
-------------------
1896-1911 гг. XI Пандидо Хамбо-лама Чойнзон (Чойзон)-Доржо ИРОЛТУЕВ, Ацагатский дацан.
Как и у предшественников, за плечами XI Пандидо Хамбо-Ламы паломничество для постижения наук в Тибет и Монголию.
Почему именно его предпочли из трех кандидатов? Причина стандартна: «...первые двое из выбранных кандидатов, Ширетуи Гусиноозерского и Иройского дацанов Балдан-Иши Доржиев и Рынчин Лыгдуп Нанзанов знают русский язык очень плохо: не только не могут объясняться, но даже с трудом понимают русскую речь; третий же кандидат, и. д. Ширетуя Ацагатского дацана Гыцул-Лама Чойнзин Иролтуев (Урелтуев) довольно порядочно говорит по-русски, читает и пишет, в чем я лично убедился при проезде через Селенгинскую Степную Думу».
Кроме того (и это не менее важно!): «...к тому же имел счастие встречать в 91 году в Ацагатском дацане Государя Наследника Цесаревича, ныне благополучно царствующего Государя Императора Николая Александровича, во время проезда Его Величества по Заб. Области...»
Поэтому:
«...я и считаю своим долгом рекомендовать его как достойнейшего к утверждению в звании Бандидо-Хамбы».
В исторических материалах достаточно невнятно упоминается, что Иролтуев неоднократно бывал в Санкт-Петербурге, где занимался врачеванием (причем чуть ли не членов Императорской семьи).
Добровольно оставил пост в 1911 г., то есть стал Кенсур Ламой.
-------------------
1911-1917 гг. XII Пандидо Хамбо-лама Даши Доржо ИТИГЭЛОВ, Янгажинский дацан.
Из десяти запросов в Гугле на сочетание «Хамбо-Лама» вы в девяти случаях получите ссылку на деяния этого человека.
Самый известный и самый почетаемый из двадцати четырех существовавших и существующих Пандидо Хамбо-лам. Жизнь его мифологизирована до неприличия. А смерть его еще не настала — «вошедшее в Нирвану» нетленное тело хранится в Иволгинском дацане и шесть (?) раз в год, на большие религиозные праздники, демонстрируется прихожанам.
Стандартная восходящая биография от хуварака (послушника) до ширетуя (настоятеля) Янгажинского дацана. Либо был сиротой с рождения и воспитывался сразу у родственников, либо потерял всех до пяти лет.
В 1911 г. выбран на высший пост из десяти претендентов.
Во время Первой мировой войны проводил активнейшую политику сбора средств и разнообразной вещественной помощи фронту. Дело в том, что буддизм прямо запрещает держать в руках оружие, поэтому добровольцы-буряты использовались на мирных тыловых работах, особенно много их попало в Архангельский порт.
Туда, для помощи и поддержки, по настоянию Итигэлова, был направлен Кенсур лама Иролтуев.
За заслуги был удостоен ордена св. Анны II степени.
Помимо этого вел активную общественную жизнь - из рук англичан вот-вот должен был выпасть Тибет и Российская Империя пыталась через одноверцев проводить свою политику и, в перспективе, оставить Тибет за собой. Почему нет? У «белого царя» всяких людей много и для тибетцев нашлось бы место.
Про изменения в политической жизни страны (1917 г.) все понял достаточно быстро (либо петля, либо пуля) и удалился от дел, оставив пост. Продолжая, тем не менее, работать над медицинскими и философскими трактатами.
Судя по воспоминаниям вел идиллическую жизнь:
«Когда Хамбо стал старым, тело его сильно уменьшилось в размерах. Он очень любил детей и говорил им: «Вы посадите меня в свою тележку и возите». Когда, играя, убегали, он говорил: «Меня оставив, далеко не убегайте» - вспоминала моя мама. Меня это очень удивляло: как странно, что такой большой лама мог запросто сесть в детскую тележку, чтобы его возила детвора, и наблюдать как они играют».
Согласно легенде в 1927 г. добровольно вошел в состояние нирваны. Указав спутникам проведывать тело каждые тридцать лет.
Что и было сделано.
-------------------
1917-1919 гг. XIII Пандидо Хамбо-лама Намжил ЛАЙДАПОВ, Иройский дацан.
Очень стройная карьера для выходца из не самого известного дацана - Иройского. Школа при Тамчинском дацане, принятие монашества (степень гецула и, далее, гелона), ученые звания гэбшэ и габжа, преподавание.
Штатная работа гелон ламой в Тамчинском (Гусиноозерском) дацане, с 1904 г. - должность ширетуя (настоятеля) в Аннинском дацане.
Высший пост занял в революционное время и был первым из Пандидо хамбо-лам, которого не утверждал император (императрица).
Времена были смутные, назрела необходимость обновления и буддистской церкви в России. Поэтому на посту первосвященника столкнулся с открытым саботажем лам Тамчинского дацана. А именно - отказом повиноваться и участвовать в богослужениях.
«Ушел в нирвану» в 1919 г.
-------------------
1919-1922 гг. XIV Пандидо Хамбо-лама Гуро ЦЫРЕМПИЛОВ, Ацагатский дацан.
В возрасте 7 лет был отдан в монастырь, но из него сбежал и осознанно вернулся к вере уже в 23 года.
Став первосвященником стал задавать вопросы вполне в духе времени - «На что мы, монахи будем существовать? Вот об этом нам следует серьезно подумать!» - за что получил прозвище «Красный лама». Хотя изначально большевиков вовсе не поддерживал, а поддерживал Колчака (и встречался с ним).
Пытался договориться с властью, для чего в 1922 г. ездил в Москву, но совершенно безрезультатно. Власть была вовсе не намерена договариваться со всякими там бывшими.
Как написано в собственноручно составленной биографии: «Впоследствии мне пришлось испытать и заключение в тюрьму, и ссылку», но подробности мне не известны.
Изображений его самого мне найти не удалось.
-------------------
1922-1925 гг. XV Пандидо Хамбо-лама Цынгунжап (Цынгужап) БАНИЕВ, Тамчинский дацан.
Как сказано в официальной книге биографий «высокообразованный лама, сведущий во всех вопросах».
Сведений о нем практически не сохранилось и фотографии его у меня нет.
-------------------
1925-1932 гг. XVI Пандидо Хамбо-лама Данжа МУНКОЖАПОВ (Мунхэжапов), Тамчинский дацан.
Последний из Пандидо Хамбо-Лам перед «религиозной тишиной» тридцатых-сороковых годов, активно пытался реформировать и обновлять церковь, но успеха в глазах новой власти это ни ему, ни церкви не принесло.
Изображений его самого мне найти не удалось.
-------------------
1946-1956 гг. XVII Пандидо Хамбо-лама Лубсан (Лабсан)-Нима ДАРМАЕВ, Сартул-Булагский дацан.
Карьеру культового служителя при советской власти строить было не просто, тем не менее в 1928 г. он был избран в члены Центрального Духовного совета буддистов.
Предсказуемо же в начале тридцатых годов арестован и был исправляем на строительстве железной дороги Наушки - Кяхта.
Существует легенда, что как-то «тюремные надзиратели нашли его без сознания, посчитав за умершего, выбросили в канаву. В это время его нашел житель Торея Сосоров Гомбожап и спас его от неминуемой смерти. В течение трех лет Л-Н. Дармаев прятался в пещере. Жители Торея снабжали его продуктами и другими необходимыми вещами».
Освобожден как только гонения ослабли (в 1944 г.), и сразу же принялся хопотать о строительстве дацана (с 30-х годов все дацаны были закрыты). Согласно легенде, в составе группы других религиозных деятелей испрашивал личное разрешение у И. В. Сталина.
В 1946 г. стал первым Пандито Хамбо-ламой после многолетнего перерыва.
Для придание светского веса в СССР занимал должность председателя Всесоюзного Центрального духовного управления буддистов (ВЦДУБ) и участвовал в различным мероприятиях, показывавших мирную направленность советской политики (Всесоюзные конференций сторонников мира в пятидесятые годы, например).
Для Сталинского СССР служитель культа, безусловно, был очень экзотической фигурой.
-------------------
1956-1962 гг. XVIII Пандидо Хамбо-лама Еши-Доржи (Иши-Доржо) ШАРАПОВ, Тамчинский дацан.
Приходская школа в Чите, обучение в Тамчинском (Гусиноозерском) дацане до революции.
В тридцатые годы репрессирован и выслан в Красноярский край, где и прожил тридцать лет. Последняя должность в миру - бухгалтер-счетовод.
Во время хрущевской оттепели установил или возобновил связи с буддийскими организациями Индии, Непала, Шри-Ланки, Японии, Камбоджи, Бирмы.
-------------------
1963-1983 гг. XIX Пандидо Хамбо-лама Жамбал-Доржи или Доржо ГОМБОЕВ, Агинский дацан.
Как и у предшественников, крайне стандартная советско-светская биография.
Успел до тридцатых годов получить ученые степени гэбши (1921) и габжа (1931). В ссылку в 1937 г. удалился добровольно (тут мне не известны подробности, но может просто предпочел уехать от этой суеты и НКВД в отдаленные места Красноярского края). Работал на стекольном заводе и номинально арестован не был.
В 1941 г. офицером призван в армию, и по итогам Великой Отечественной Войны награжден тремя медалями, дважды ранен (причем упоминают о штрафном батальоне).
В 1949 г. вернулся к служению и, строя карьеру в рамках советской действительности, в 1956 г. стал ширетуем (настоятелем) Агинского дацана, а в 1963 г. - выбран на пост первосвященника.
Оставался он на нем 20 лет, участвуя (под контролем совета по делам религий при правительстве СССР и присмотром КГБ) во всех общественных кампаниях борьбы за мир (и международных в том числе).
Награжден орденом Дружбы народов и Знак Почета, некоторыми иностранные знаками отличия.
-------------------
1984-1989 гг. XX Пандидо Хамбо-лама Жимба-Жамсо ЭРДЫНЕЕВ, Агинский дацан.
Был сослан в Иркутскую область (уже поближе, чем предшественники), потом в силу невозможности тунеядствовать (а отправление религиозных культов в понимании советской власти было именно тунеядством) работал библиотекарем и кладовщиком.
Избрался на высший пост в возрасте 76 лет (тогда в стране были в моде возрастные руководители). В силу возраста он сохранял связь с той, старой традицией бурятского буддизма, существовавшей до «кризиса тридцатых».
Фактически, руководит сангхой (общиной) молодой Жамьян Шагдаров.
-------------------
1989-1992 гг. XXI Пандидо Хамбо-лама Мунко (Мунхэ) ЦЫБИКОВ, Эгитуйский дацан.
А вот кому совсем не повезло — в 1937 г. ссылка на саму Колыму, и только с 1956 г. лама в Иволгинском дацане (одном из двух действующих в СССР).
Еще один показательный случай того, что номинально ставший Пандито Хамбо-ламой человек, фактически (в силу возраста) только занимал этот пост. Как и в прошлом случае, вел дела Жамьян Шагдаров.
С его кончиной в 1992 г. на первые роли вышли уже молодые кадры советского буддизма. В основном получившие образование в Улан-Баторе.
-------------------
1992-1994 гг. XXII Пандидо Хамбо-лама Жамьян ШАГДАРОВ, Иволгинский дацан.
Сразу после службы в рядах Советской Армии был отправлен на учебу в Улан-Батор (а это заведение было для советских буддистов единственным высшим учебным заведением). Закончил в 1976 г. и далее два года стажировался в Непале.
Изображений его самого мне найти не удалось.
-------------------
1994-1995 гг. XXIII Пандидо Хамбо-лама Чой-Доржо (Александр Нимбуевич) БУДАЕВ, Иволгинский дацан.
За плечами Александра Нибуевича такие удивительные в нашей стране учебные заведения как Улан-Баторский Буддийский институт религии «Гандантэкчэнлинг хийд» им. Дзанабадзара (Монголия, 1985 г.) и Институт буддийской диалектики в монастыре Гандэн (Индия, 1988 г.)
На должность Пандидо Хамбо-ламы пришел с поста ректора буддийской духовной семинарии в Иволгинском дацане.
В 1995 г. (как говорят) практически силой смещен Дамбой Аюшеевым и стал Кенсур ламой (то есть «отешедшим от дел»).
-------------------
28 апреля 1995 г. - по настоящий момент XXIV Пандидо Хамбо-лама Дамбо(а) Бадмаевич (Василий Борисович) АЮШЕЕВ, Иволгинский дацан.
По образованию педагог (Петровско-Забайкальское педучилище), работал учителем физкультуры в поселковой школе.
Как и у предшественника дальнейшее образование было уже религиозное - Улан-Баторский Буддийский институт религии «Гандантэкчэнлинг хийд» им. Дзанабадзара (Монголия). Далее ширетуй (настоятель) Мурочинского дацана.
О деятельности на посту Пандидо хамбо-Ламы (на который он заступил уже давно, 25 апреля 1995 г.) говорить пока рано, время рассудит.
Резиденциями Пандидо Хамбо-лам служили:
с 1758 по 1783 Цонгольский (Хилгантуевский) или Мурочинский дацан
с 1783 по 1937 Тамчинский (Гусиноозерский) дацан
с 1946 и по настоящий момент Иволгинский дацан.