Найти тему
Вечером у Натали

Как помочь ребёнку «выжить» в школе: сберечь нервы и здоровье.

Сегодня учёба в школе выглядит малопривлекательным занятием для всех заинтересованных сторон. Процесс образования стал громоздким, отнимает много сил и времени: и у ребёнка, и у родителей. Почему так?

Да, потому, что нам «посчастливилось» жить в переходном периоде. А любой переходный период – это кризис. Что происходит сегодня на наших глазах? Жизнь, общество, запросы людей изменились, а школа использует алгоритмы работы. 20-ти и больше летней давности. На новые запросы времени школа реагирует только увеличением объёмов «впихиваемой» в детей сухой информации, но не навыков! Да нарастающим бюрократизмом. И что получается в итоге? Школа превращается в совершенно неблагополучную территорию, где устают и дети, и учителя и родители.

90% своего времени среднестатистический ученик тратит на то, что вряд ли пригодится ему в современной жизни. И тратит не только время! Он тратит свой жизненный ресурс, а нередко ещё и своё, и родительское здоровье! При этом остро не хватает времени на развитие способностей, на собственные интересы, на качественный отдых, на общение.
Маленький пример. Моя младшая дочь ученица начальной школы. Последняя идея «фикс» Министерства образования - каллиграфический почерк учащихся. Учителям начальной школы вменяется в обязанность всеми силами развивать у младших школьников красивый ровный почерк. За невнятно написанные буквы оценка снижается. Иногда, даже, разрывается тетрадь. Не за ошибки, а только за почерк!
Не принимается в расчёт тот факт, что качество почерка напрямую зависит от физиологии, и развития мелкой моторики. Множество одарённых людей имели и имеют не самый лучший почерк. Да и где в современном мире, спрашивается, так уж востребовано умение элегантно выписывать прописные буквы? В итоге развивается не почерк, а истерика, как со стороны учителя, так и со стороны детей.
Оказывается, столь ценный навык требуется лишь для того, чтобы проверяющие экзаменационное эссе в 9-х классах не испытывали трудности при прочтении работ выпускников. И всё. Больше каллиграфический почерк массово нигде не используется.

В средних и старших классах вызывает возмущение невнятная программа. Вроде бы. есть стремление охватить громадный материал. Но как дико это делается! Часто отсутствует элементарная логика, куча лишних сведений, а важные основы остаются неусвоенными. Не довольны родители и учителя. Но я думаю, что труднее всего приходится детям. Ведь у них нет выбора. Приходится учить то, что задают, даже если это неинтересно, даже если не понимаешь зачем вообще всё это надо?

Так что же делать, как помочь ребёнку выжить и пережить школу?

· Во-первых, не стоит сегодня видеть в школе некий гарант качественного успешного будущего для ребёнка. Школьные годы – это просто один из периодов жизни человека и всё.

· Так ли уж нужны пятёрки по всем предметам? Может быть гораздо полезнее научить ребёнка реально оценивать себя, свои сильные и слабые стороны, чем стремиться к некому обобщённому идеалу.

· Не просто бывает сохранять спокойствие, когда ребёнок откровенно не хочет учить что-то, например, стих или параграф какой-нибудь. Но подумайте о том, что 21 век – это век огромной доступности информации! В реальной, не школьной жизни ценится умение быстро ориентироваться и находить нужную информацию, а не зазубривать некие сведения. Это уже состоявшийся факт. Просто школа не успевает перестраиваться за временем, в котором всё слишком быстро меняется. Но ребёнок в этом, конечно, не виноват.

· Часто за детской ленью относительно школы стоит естественное стремление сберечь свой жизненный ресурс. На мой взгляд, нет ничего плохого в том, чтобы изредка позволить ребёнку внеплановый выходной. Он хорошенько выспится, отдохнёт, расслабиться, перезагрузиться и с новыми силами вернётся к занятиям. Силы в юном возрасте нужно беречь – у них вся жизнь впереди ещё.

Самая большая польза школы.

У меня есть несколько знакомых, кто предпочёл школе самостоятельное обучение ребёнка дома. Мы часто общаемся на эту актуальную тему, делимся мнениями, иногда спорим. По моим личным наблюдениям выбор в пользу домашнего обучения родители делают исходя из желания создать ребёнку, прежде всего, уютную атмосферу. О качестве образования говорят меньше. Просто становится жаль запирать семилетку на целый день в помещение класса, принуждать высиживать уроки, да ещё делать домашние задания. Дома на изучение чтения и письма уходит в разы меньше времени. Обычно такие дети возвращаются в школу к 5 классу. Хорошо ли это?

На мой взгляд самый большой плюс школы во все времена без исключения — это социализации детей. Где, как ни в школе ребёнок научится дружить, находить своё место в коллективе, реагировать на критику и поощрение?

Для современных детей самой большой роскошью становится роскошь общения со сверстниками. Правда, не хватает именно свободного общения вне уроков и занятий. Не сказать, чтобы школа так уж хорошо удовлетворяла эту потребность, но другого то ничего нет.

Школа сегодня - это не кладезь неких сакральных знаний. Знания можно при желании получить и вне школы. Сегодня они доступны, как никогда. Всё, что ребёнок не усвоил на школьных уроках можно наверстать, было бы желание! Но вот навыки социализации – это драгоценный опыт!

Получение любого опыта – это трудное дело. А когда трудно, становится важно, чтобы в тебя просто кто-то верил, иногда сочувствовал, иногда протягивал руку помощи. Школу дети закончат, а отношения наши с ними останутся.

Школа иногда пытается заставить нас родителей оценивать детей сквозь призму их школьных успехов и неуспехов. Не нужно попадаться на эту удочку.

Серьёзные социологи не берутся сегодня прогнозировать даже самое недалёкое будущее. И не совсем понятно к чему следует усиленно готовить детей. Мир слишком быстро меняется, и многие модели прошлого уже сегодня не работают. Важными остаются только вечные ценности.

Спасибо за внимание, уважаемый читатель! Было бы интересно узнать Ваше мнение на эту тему.