Павел Рябов: Или зачем выводить из обращения один из наиболее ликвидных контрактов?
Серьезный прецедент, который может активизировать негативный переломный момент для российской биржи. Внезапный вывод из обращения одного из самых ликвидных производных инструментов на российском рынке свидетельствует о том, что российская биржа, как была низколиквидным бесперспективным болотом для мелких спекулянтов, так и остается.
Контракт на индекс американских акций взлетел по оборотам в конце 2018 и занимал в среднем восьмое место в 2019 после фьючерсов на индекс РТС, USD/RUB, EUR/USD, нефть, золото, Сбербанк и Газпром среди более полусотни фьючерсов (не считая мертвые контракты на облигации и процентные ставки). Биржа выводит его из обращения 27 декабря, не мотивируя это вообще ничем, сообщив при том за 2 недели до принудительной экспирации.
Зачем вообще нужна биржа, как строится «финансовый центр» и почему российский рынок, так и останется омерзительным, унылым болотом?
Биржа решает три фундаментальных задачи:
- привлечение небанковского капитала для эмитентов (государственных или корпоративных);
- хэджирование финансовых рисков для институциональных субъектов (банки, импортеры, торговцы сырьем и так далее);
- создание инфраструктуры и условий под долгосрочные инвестиции и сохранение капитала при условии консервативной инвестиционной стратегии. Длинные и крупные деньги обычно сосредоточены в пенсионных, страховых, крупных госфондах и развитой инфраструктуре взаимных фондов.
Во всяком случае, экономические агенты требует транспарентность и предсказуемость, на этом и строится доверие. Т.е. условия предсказуемости конфигурации финансовой системы. Не предсказуемости цен – такого не бывает, а предсказуемость системы правил и взаимодействия регулятора, биржи и участников торгов.
Сам по себе вывод из обращения какого-либо инструмента не является чем-то новым. Это происходит повсеместно, но соблюдаются три важнейших условия:
предупредительность (т.е сообщение о сроках вывода инструмента не ранее, чем за полгода до события);
конкретная мотивация и причины (та самая транспарентность и открытость);
соблюдение интересов всех участников торгов;
Не было сделано ничего в финансовом инструменте, входящим стабильно в топ 10 самых ликвидных на рынке! Это типичное поведение паскудных мошенников и низкопробных организаторов торгов, типа подвальных форекс кухонь. В развитых системах (Россия очевидно к ним не относится) такого не бывает и быть не может.
Это не дефолт в классическом определении, как он применяется к эмитенту. Биржа не эмитент, это лишь механизм сведения покупателей и продавцов с режимом клиринга (взаиморасчета). Но это дефолт по своим обязательствам, как организатора торгов, т.е. невозможность котировать инструмент. Причины не имеют значения. На причины плевать. Это дело биржи, мы платим ей комиссии, это не благотворительность. Некоторые ставят в вину уход маркетмейкера, но ничего подобного. Нечего перекладывать с больной головы на здоровую. Первичная задача биржи, помимо клиринга это как раз обеспечение функционирования института маркетмейкерства, в том числе поиск новых или закрытие «дыр» за старыми.
Кто-то может сказать, что все эти производные полный мусор, бессмыслица и отчасти будут правы. В России это торговля воздухом, это даже не инструмент хэджирования, что типично для развитых стран. Контракт на индекс S&P500 в России это даже не контракт на S&P 500, а некий индекс Solactive US Large Cap Index (PR), который в свою очередь является производным на S&P 500. Т.е в России была производная на производную. С экономической точки зрения полное дерьмо. Впрочем, как и все остальные фьючерсы на российском рынке.
Ниже контракта US 500 по обороту у нас еще полсотни. Следуя логике биржи, их тоже можно закрыть за ненадобностью? Тогда может вообще все к херам закрыть? О каких стратегиях на российском рынке можно говорить, когда из обращения выводят «без объявления войны», без предупреждения и мотивации один из самых ликвидных контрактов?
Поэтому со стороны крупного капитала Мосбиржа, как была омерзительной помойкой, так и остается. Реальной ликвидности здесь нет. Объемы ничтожны в рамках сопоставления с ведущими биржами и денежной массой в России. Мосбиржа – по сути, некое прибежище для лудоманов, мелких спекулянтов и студендов с незначительными суммами до 15 млн рублей на счету. На Мосбирже противопоказано строить какие-либо стратегии и тем более инвестировать. Чтобы завтра под выдуманным предлогом актив или инструмент сняли с торгов?! Хотите инвестировать, идите в цивилизованные страны, где по крайней мере, правила игры не меняются каждый месяц, а остаются стабильными десятилетия. Где нет столь уж очевидных манипуляций (которые маловероятно, что могли бы произойти без сговора маркетмейкеров и биржи), как 25 декабря 2018 с нефтью, где не выводят контракты в произвольном порядке, где есть хоть какое-то преследование за инсайдерскую торговлю и так далее.
Самое безумное во всем этом то, что на фоне исторического ажиотажа физических лиц в России, биржа никак не повышает открытость, предсказуемость и адекватность, делая все с точностью, но наоборот.
За 5 лет количество активных клиентов выросло в 6 раз, за 3 года утроились. Активный рост начался с осени 2016. Преимущественно речь идет об ИИС и консервативных инвесторах.
Количество уникальных клиентов также выросли в 3.5 раза за три года, это самые быстрые темпы роста в истории российского рынка. Раньше для утроения клиентской базы требовалось почти 10 лет, сейчас за три года.
Но все это не сопровождается торговой активностью
Оборот торгов фьюерсами на уровне 5 летней давности
В акциях небольшой рост на траектории похода к историческим максимуму, но в пару раз меньше 2009-2011
Весь рост клиентской базы происходил на траектории роста рынка без каких либо значимых коррекций. Как говорят ветераны – поколение непуганых «идиотов» с точки зрения инвестиций. Впереди боевое крещение (падение на 35-50% и более), которое происходило всегда и везде на всех рынках во всех страх. Это историческая неизбежность. Массированный вход ритейла всегда потом сопровождается очистительными, крайней болезненными и опустошающими рыночными клизмами, после которого затишье на десятилетие. Т.е. 3 миллиона человек в перспективе двух, максимум трех лет должны пережить боль. Но эту историческую неизбежность биржа еще усугубляет откровенно скотским и идиотским во всех смыслах поведением, тогда как должна действовать совершенно иначе.
Очень сложно логически объяснить их самоубийственное поведение.
Профиль автора в соцсети: https://spydell.livejournal.com/