Найти тему
Жанна Знакомая

НОМИНАЦИЯ БОГОМОЛОВА. ПРИЗНАНИЕ ИЛИ ВОСПИТАНИЕ?

Уже в октябре стали известны списки номинантов на театральную премию «Золотая маска» 2020 по итогам года.

Константин Богомолов и его «Преступление и наказание», поставленное в петербургском театре «Приют комедианта», выдвинут в двух номинациях: «Лучший спектакль малой формы» и «Лучшая работа режиссера». А также пять номинаций актеров, участвовавших в спектакле за лучшие мужские и женские роли.

-2

Присутствие Богомолова в списке нельзя назвать непредсказуемым, но вот выбор номинируемого спектакля удивляет, поскольку постановка выбивается из привычного ряда его эпатажных работ. В связи с этим невольно приходит на ум вопрос — это признание или поощрение в воспитательных целях? Попытка наставить на путь истинный заблудшего в дебрях толерантности режиссера?

Премьера спектакля состоялась в марте этого года и анонсировалась, как постановка в стиле Тарантино (ну как без подражания). На программке, с многообещающей недосказанностью, название напечатано как «Преступление и на…».

-3

Ажиотажный интерес публики подогревали и слухи о предыдущей версии спектакля, состряпанного Константином два года назад в старинном итальянском городе Модена. Там темнокожие актеры вдохновенно изображали семью главного героя, следователя-гея, вожделеющего циничного убийцу Раскольникова, старуху процентщицу — извращенку, предлагающую в плату оральные утехи. И на насильственные смерти, в отличие от скучного Достоевского, Константин не поскупился. Словом, впечатлил русской классикой итальянского обывателя.

Какой зритель слетелся на премьеру, представить не сложно. «Несите топор!» - в нетерпении кричит один из них под одобрительные смешки, не дождавшись начала спектакля.

И вдруг! Никаких трансгендеров, кровищи, мозгов на стенах, трупов, нецензурной лексики и жонглирования текстом. Зритель в шоке! Иные, не вынеся разочарования, покинули места. Да что зрители, даже критики в растерянности размышляли, куда пристроить заготовленные фразы.

-4

Скукотища, пыль и нафталин — по мнению взрощенного Богомоловым зрителя. И возрастное ограничение 18+ скорее по инерции поставили, опираясь на репутацию.

И пусть покаянного наказания не случилось, и пусть бескорыстной жертвы во имя любви вовсе не было, как не было ни декораций, ни костюмов, и пусть вся драматургия строилась на упрощенном возрастном символизме и безэмоциональной игре актеров. Но спектакль вышел, на фоне предыдущих постановок, пристойным, современным и интеллектуальным. Смотреть бы и радоваться, разгадывая психологические ребусы монологов! Радоваться за, пусть еще не совершенные, но убедительные первые шаги режиссера на пути к культуре.

-5

И было, и радовались, кабы в ноябре он на сем пути не вступил опять всей ступней и ликом в свою «Норму». То ли толерантность продается лучше, то ли интеллектуальный театр дается тяжелее.

Возможно решение оргкомитета российской национальной театральной премии «Золотая маска» удержит Константина Богомолова на тернистом пути истинного искусства. А там, глядишь, и зритель научится отделять срамные картинки от высокого творчества.

Именно это желание я и загадаю в новогоднюю ночь. Напрасно вслух сказала — не сбудется. И тогда хлебать нам не перехлебать богомоловской "нормы" большой ложкой...