Найти тему

Социализация в школе - 3

Это третья, последняя статья на тему школьной социализации, жупела родителей и знамени некоторых педагогов и школьных психологов.

Возможна ли социализация вне общества?

Глупый вопрос, правда?

Не менее глупый, чем рассматривать школу вне более широкого общественного контекста.

Так можно договориться до того, что крокодилы живут в Москве. Доказательства? Да я сам их видел!

Крокодил (с сайта 1zoom.ru)
Крокодил (с сайта 1zoom.ru)

Правда, было это в зоопарке. Но зоопарк-то Московский! Да и какая разница? Крокодилов-то я видел и это факт! Я вижу, следовательно, они существуют).

Можно наговорить много умных слов про теорию систем, про иерархию уровней, над- и подсистемы, о том, как они диалектически (извиняюсь за выражение) взаимодействуют, влияют друг на друга.

Так где же конкретно мы "социализируемся"?

Школа - часть общества. Так где именно мы социализируемся?
Школа - часть общества. Так где именно мы социализируемся?

Тот, кто это знает … знает это и без меня. Он смотрит на контекст и видит картину глубже, а отдельные детали - более четко.

Как на картинах Чюрлёниса.

История Константиныча

В деревне, где у меня “Домик”, живет человек.

Местные зовут его Константинычем.

Ему за 80 и биография его наполнена событиями, которых хватило бы штук на 10 офисно-планктонных “жизней”. Он не “простой” мужик: работал и директором небольшого завода и председателем большого колхоза.

Вот что он мне рассказал про школьную социализацию своего детства. В ответ на мой рассказ, который я приведу в следующей главке.

В школе мальчик из его класса совершил предательство. Когда об этом стало известно, Константиныч (тогда - просто Лешка) бросился на него и стал душить. “И задушил бы, если бы не оттащили меня”,- резюмировал свой рассказ Константиныч.

История короткая по размеру, но огромная по смыслу.

Алексей Константинович
Алексей Константинович

Это конкретный пример, но больше - метафора того времени, той морали, той атмосферы, в которой социальная гнильца плохо приживалась.

И того общества, частью которого были школы. И детей, которые были частью школ и в которых они “социализировались”.

История из другого детства

В моем детстве предательство также считалось худшим из грехов.

В понятие “предательство” дети включали также предательство интересов сверстников интересам “старших товарищей”.

За это не то, чтобы били ... Это пустяк, в сравнении с тем, что предателю - как ему было жить-то дальше со сверстниками, как “социализироваться”?

Поэтому в моем ближнем окружении, которое было довольно широким,(из-за того, что гаджетов не было, а телевизор не успел обрести власть над умами) предательство, как явление, отсутствовало.

Дело не “морали”.

Просто предавать было крайне невыгодно.

“Морально лишь то, что биологически целесообразно”,

- сформулировал Ф.Ницше (цитата по памяти).

Если “биологически” понимать как “жизненно”, то это абсолютная правда.

Продолжение последовало

А вот совсем свежая история.

Настоящее время, планета Земля, страна Россия, город Москва. Не самая плохая гимназия, которую еще 2 года назад посещал мой сын.

Учительница, имеющая дополнительное образование психолога, ввела в практику социализации младшешкольников следующий педагого-психологический прием. Назначенный дежурный обязан был на переменах записывать все проступки одноклассников на бумажку и передавать ее после уроков учительнице.

Совершенно открыто и официально.

Я бы даже хотел сделать скан одной такой, выкраденной у сексота, бумажки ... Но мне стало лень ее искать.

Выводы и рекомендации

Когда я занимался наукой, то в заключении было принято формулировать “Выводы и рекомендации”, подчеркивая научную значимость и практическую полезность выполненного исследования.

Скольких трудов мне стоило избавиться от этой многолетней привычки!

Более того, я прочитал, что хорошие сценарии пишутся так, чтобы читатель (зритель) мог сам домысливать и делать выводы. Вовлекался в сюжет.

Вот я и хочу подобными статьями вовлечь в сюжет домашнего образования, семейной социализации максимальное количество людей. А для этого даю им некоторую пищу для размышлений.

И ведь это совсем несложно: увидеть историческую логику развития методов социализации на этих трех примерах. И самостоятельно сделать выводы, подкрепив (или опровергнув) их собственными примерами.

Согласны? Лайк. Не согласны? Подписка.

Предыдущая статья о социализации в школе тут.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц