Это третья, последняя статья на тему школьной социализации, жупела родителей и знамени некоторых педагогов и школьных психологов.
Возможна ли социализация вне общества?
Глупый вопрос, правда?
Не менее глупый, чем рассматривать школу вне более широкого общественного контекста.
Так можно договориться до того, что крокодилы живут в Москве. Доказательства? Да я сам их видел!
Правда, было это в зоопарке. Но зоопарк-то Московский! Да и какая разница? Крокодилов-то я видел и это факт! Я вижу, следовательно, они существуют).
Можно наговорить много умных слов про теорию систем, про иерархию уровней, над- и подсистемы, о том, как они диалектически (извиняюсь за выражение) взаимодействуют, влияют друг на друга.
Так где же конкретно мы "социализируемся"?
Тот, кто это знает … знает это и без меня. Он смотрит на контекст и видит картину глубже, а отдельные детали - более четко.
Как на картинах Чюрлёниса.
История Константиныча
В деревне, где у меня “Домик”, живет человек.
Местные зовут его Константинычем.
Ему за 80 и биография его наполнена событиями, которых хватило бы штук на 10 офисно-планктонных “жизней”. Он не “простой” мужик: работал и директором небольшого завода и председателем большого колхоза.
Вот что он мне рассказал про школьную социализацию своего детства. В ответ на мой рассказ, который я приведу в следующей главке.
В школе мальчик из его класса совершил предательство. Когда об этом стало известно, Константиныч (тогда - просто Лешка) бросился на него и стал душить. “И задушил бы, если бы не оттащили меня”,- резюмировал свой рассказ Константиныч.
История короткая по размеру, но огромная по смыслу.
Это конкретный пример, но больше - метафора того времени, той морали, той атмосферы, в которой социальная гнильца плохо приживалась.
И того общества, частью которого были школы. И детей, которые были частью школ и в которых они “социализировались”.
История из другого детства
В моем детстве предательство также считалось худшим из грехов.
В понятие “предательство” дети включали также предательство интересов сверстников интересам “старших товарищей”.
За это не то, чтобы били ... Это пустяк, в сравнении с тем, что предателю - как ему было жить-то дальше со сверстниками, как “социализироваться”?
Поэтому в моем ближнем окружении, которое было довольно широким,(из-за того, что гаджетов не было, а телевизор не успел обрести власть над умами) предательство, как явление, отсутствовало.
Дело не “морали”.
Просто предавать было крайне невыгодно.
“Морально лишь то, что биологически целесообразно”,
- сформулировал Ф.Ницше (цитата по памяти).
Если “биологически” понимать как “жизненно”, то это абсолютная правда.
Продолжение последовало
А вот совсем свежая история.
Настоящее время, планета Земля, страна Россия, город Москва. Не самая плохая гимназия, которую еще 2 года назад посещал мой сын.
Учительница, имеющая дополнительное образование психолога, ввела в практику социализации младшешкольников следующий педагого-психологический прием. Назначенный дежурный обязан был на переменах записывать все проступки одноклассников на бумажку и передавать ее после уроков учительнице.
Совершенно открыто и официально.
Я бы даже хотел сделать скан одной такой, выкраденной у сексота, бумажки ... Но мне стало лень ее искать.
Выводы и рекомендации
Когда я занимался наукой, то в заключении было принято формулировать “Выводы и рекомендации”, подчеркивая научную значимость и практическую полезность выполненного исследования.
Скольких трудов мне стоило избавиться от этой многолетней привычки!
Более того, я прочитал, что хорошие сценарии пишутся так, чтобы читатель (зритель) мог сам домысливать и делать выводы. Вовлекался в сюжет.
Вот я и хочу подобными статьями вовлечь в сюжет домашнего образования, семейной социализации максимальное количество людей. А для этого даю им некоторую пищу для размышлений.
И ведь это совсем несложно: увидеть историческую логику развития методов социализации на этих трех примерах. И самостоятельно сделать выводы, подкрепив (или опровергнув) их собственными примерами.
Согласны? Лайк. Не согласны? Подписка.
Предыдущая статья о социализации в школе тут.