Сюжет четвертого сезона практически целиком и полностю посвящен вендетте. Лука Чангретта приезжает из Америки вместе со своими друзьями-мафиози, чтобы убить всех членов семьи Шелби.
Когда Лука (Эдриан Броуди) впервые встречается с Томми Шелби (Киллиан Мерфи), он оценивающе смотрит на него, ухмыляется и произносит: «Мне говорили, что вы любите хорошо одеваться. Но не так хорошо, как я». С этого момента мы начали пристально рассматривать, как выглядит Лука и что носит Томми, чтобы решить: кто же все-таки выглядит круче.
На дворе, напомним, почти середина XX века. Луку, прибывшего из США, мы видим первый раз и не знаем, как он выглядел раньше. За эволюцией стиля Томми мы наблюдали все четыре сезона – он проделал долгий путь от бедного букмекера, только что вернувшегося с войны, до богемного богача, не знающего, на что бы еще спустить деньги, чтобы их попутно отмыть.
Лука надменно отчитывает своих коллег по делам мафии, что они одеваются как англичане и носят костюмы, пошитые местными портными, и мы задумываемся: может, действительно итальянцы, прячущиеся в подвалах в Нью-Йорке, владеют искусством bespoke лучше британцев?
Что ж, давайте сравним.
Шляпа vs кепи
Банда, созданная Томми, называется Peaky Blinders. На русский язык это переводится как «Острые козырьки», и в процессе адаптации теряется дополнительный смысл. Peaky Blinders не только носят кепи, у которых есть козырьки, но и прячут бритвенные лезвия на затылке в подкладке головного убора, которые используют во время драки, чтобы ослепить (blind – в переводе «слепой») противника. Да, шляпа, безусловно, выглядит красиво и пафосно, но, учитывая функциональность такого кепи и поддержку Дэвида и Бруклина Бекхэмов, мы отдаем победу Томми Шелби.
Счет – 0:1 в пользу Томми Шелби.
Зубочистка vs сигарета
Пока Томми нон-стоп жует папиросу (честно, мы удивляемся, как герои не померли к середине третьего сезона, учитывая, что они постоянно курят, пьют и нюхают кокаин), Лука Чангретта держит во рту зубочистку. Не знаем, зачем она ему всегда и везде (может быть, в критический момент и зубочистка становится оружием), но она точно не так вредит зубам, дыханию и коже, как сигарета.
Счет – 1:1.
Средняя длина vs undercut
У Томми проблемы с фантазией, когда дело касается стрижки, – все четыре (верим, что и пять) сезона он ходит с одинаковой прической. Выбритые виски и затылок и пышная шевелюра повыше – это набивший оскомину undercut, который мужчины по всему миру постоянно носят уже 100 лет. У Луки же волосы средней длины, которые можно укладывать назад, вбок, оставлять челку или просто носить как очень короткое каре. Чангретта оставляет себе пространство для творчества, за что побеждает в этом раунде.
Счет – 2:1 в пользу Луки.
Широкие лацканы vs меховой воротник
В четвертом сезоне Томми раскошелился на пальто с меховым воротником. Но мех, как видите, не длинный и густой, а короткий и аккуратный. Скорее всего, такой воротник не особо греет, но точно заявляет о статусе и толстом бумажнике владельца верхней одежды. Чангретта же носит пальто с широкими острыми лацканами, которые кричат следующее: «Человек в этом пальто сейчас вас порежет». В принципе, нам нравятся оба варианта верхней одежды, но у Томми пальто может похвастаться еще и красивой красной шелковой подкладкой. Так что балл в его пользу.
Счет — 2-2.
Широкие галстуки vs узкие
К середине XX века в Америке вовсю началась мода на широкие галстуки, тогда как в Англии все еще носили в основном узкие модели. Лука носит не только их, но и шелковые шейные платки, которые, кстати, идут ему больше. В первых сезонах Томми носил рубашки со съемным воротником без галстука, за что хотелось надавать ему по шее. Но затем Шелби образумился и явно обзавелся хорошей коллекцией аксессуаров. В его арсенале узкие однотонные галстуки, вязаные шелковые и шерстяные, с узорами и рисунками.
Счет – 2:3 в пользу Томми.
Костюмы-тройки в полоску vs твидовые однотонные
Как Томми ни пытался влиться в высшее богемное общество (и особняки покупал, и в гольф играл, и портфель приобрел, и очки нацепил), он все равно оставался для всех бедным представителем пролетариата. Его родословную выдают в первую очередь простые твидовые однотонные костюмы с немного свободными брюками, которые, как правило, носят заводские рабочие. А вот Лука щеголяет в двойках и тройках из смеси шерсти и льна, да еще и в клетку, и в полоску.
Счет – 3:3.
Кольца vs часы на цепочке и зажим для галстука
Лука Чангретта, готовы поспорить, уже обзавелся наручными часами (все-таки живет в прогрессивной Америке), но не светит ими. Зато демонстрирует свои несколько фамильных перстней, которые наверняка встречались с десятками лиц заклятых врагов. Томми же не растается с карманными часами. Если в начале сериала поверх жилетки болталась тоненькая цепочка, то к четвертому сезону часы получили толстенную золотую цепь с каким-то драгоценным камнем. Аксессуару противоречит не только зажим для галстука из другого металла, но и браслеты для рукавов рубашки. Такие ювелирные изделия были необходимы мужчинам в начале XX века, чтобы обуздать слишком широкие рукава. Но Томми выбирал настолько заметные браслеты, что едва ли удавалось забыть о его цыганском происхождении. Перебор. Наш вердикт – если вы не относитесь ни к какому клану итальянской мафии и не научились кататься на лошади и гадать раньше, чем ходить, то не повторяйте ни за кем из героев.
Счет – 3:3.
Смерть vs жизнь
Учитывая, что в конце четвертого сезона Лука залил свой превосходный итальянский костюм собственной кровью и откинулся, а Томми надел свитер поверх рубашки и пошел играть в гольф, у Шелби еще есть шанс проапгрейдить свой стиль и стать главным героем стритстайла Бирмингема. А в противостоянии смерти и жизни всегда побеждает последняя, хотя бы потому, что у нее есть хоть какие-то перспективы.
Счет: 3:4 в пользу Томми.