Дворец Потала в Лхасе - самое большое архитектурное сооружение в Тибете.
Это и дворец и храмовый комплекс.
До середины прошлого века он был резиденцией Далай-ламы. В те времена лишь редкий случайный путник из другой страны мог попасть во дворец. Про это даже фильм сняли - "Семь лет в Тибете". Где очаровательный Бред Питт становится другом Далай-ламы.
Потом, как всем известно, произошло вторжение Китая в Тибет. Далай-лама покинул страну и получил политическое убежище в Индии.
Сегодня это музей, доступный для посещения многим туристам.
Рассказывая о Тибете на этот раз мне не хочется затрагивать его современную историю и духовную составляющую этого места.
Давайте остановимся на том, что сейчас это просто музей.
И как музей, надо сказать, Дворец Потала прекрасен.
При чём лично мне он больше нравится снаружи, чем внутри.
Внутри тоже конечно есть что посмотреть. Все залы буквально наполнены драгоценностями и реликвиями. Мандалы, статуи, ступы, книги, ритуальные предметы. В отличие от большинства храмовых комплексов, Потала не пострадала во время культурной революции.
Но больше всех реликвий и внутренних убранств залов мне нравится само здание. Его прекрасные чёткие линии. Переплетение зданий и лестниц. Просто какое-то архитектурное чудо.
Попасть на экскурсию в Поталу, как я уже сказала, может любой желающий. Но есть нюансы.
Нельзя вот так просто взять и придти. Билеты надо покупать заранее. И посещение дворца происходит по времени, указанному в билетах.
Таким образом регулируется туристический поток.
Ведь желающих попасть сюда очень много.
И не забывайте, что прогулка по дворцу потребует некоторых физических усилий.
Сама Лхаса расположена на высоте 3650 метров над уровнем моря. А Потала возвышается над ней на горе Марпо-Ри. Что значит - красный холм.
Прибавим сюда ещё все многочисленные ступеньки, которые надо будет пройти, чтобы подняться в самые верхние помещения. И вот уже становится понятно, что сделать это не так-то просто.
Но оно того стоит.
Но мы трудностей не боимся и отправляемся на экскурсию.
Что там за знак? Наверное нас о чём-то предупредить хотят.
Подойдём поближе. Прочитаем...
Упс... Не прочитаем.
Но нам не до всяких знаков с предупреждениями. Уж больно призывно развеваются занавески на окнах. А прямые линии геометрии дворца уходят вверх и зовут за собой.
Дворец Потала был основан при царе Сонгцен Гампо. Царе, который сыграл самую большую роль в распространении буддизма в Тибете.
Возможно, вы ещё помните его по прошлому рассказу - про дворец Джоканг.
Царь, две жены - непальская и китайская, демоница, которую надо было усмирить. По одной из версий, территория Тибета своими очертаниями была похожа на демоницу. И для процветания буддизма на месте, где у демоницы было сердце решили построить Поталу.
Версия достаточно кривая. Потому что по той же версии, храм Джоканг выстроили на месте гениталий демоницы.
Ну и тут либо территория Тибета тогда совсем маленькой была, что не так. Либо у демоницы проблемы с телосложением какие-то были. Ибо Потала и Джоканг находятся не так уж и далеко друг от друга.
Но легенды они на то и легенды, чтобы не докапываться, где там и что у демоницы располагалось.
Так или иначе, в седьмом веке Потала была построена рядом с пещерой, где обычно медитировал Стогцен Гампо.
Название своё дворец получил по названию легендарной горы в Индии, где родился Авалокитешвара, чьим земным воплощением считается в свою очередь Далай-лама.
Всё логично. Всё сходится.
Идём дальше по ступенькам древней лестницы наверх.
По сторонам виды красивые открываются.
Вон там виднеется золотая крыша Джоканга. Не так уж и далеко от Поталы.
Народу - тьма. То и дело встречаются тибетцы в традиционной одежде.
Интересно, они тоже заранее покупают билеты. Или их всё-таки по каким-то там квотам пускают.
Эта фотография должна была иллюстрировать "народу тьма". Но приглядевшись, я поняла, что она скорее иллюстрирует способ хождения мелких детей в туалет.
Мне кажется, это чисто китайская тема - дырка сзади штанов.
Но вернёмся к делам более возвышенным. Мы же всё-таки на экскурсию пришли.
Лестница закончилась (временно), и мы подошли ко входу в помещения.
Красивая роспись на стенах.
Плотный чёрный полог из ячьей шерсти. Чтобы защищать от ветра, дождя, солнца, холода, жары. В общем, от всяческих природных неудобств.
Небольшой коридор, окрашенный в традиционные буддийские цвета.
Барабан.
А вот фотографий из внутренних помещений не будет. В них фотографировать запрещено.
Но давайте вернёмся к истории Поталы.
Изначально дворец был деревянным. Не простоял он и ста лет, как в него попала молния, и все деревянные постройки сгорели.
Потом были междоусобные войны. Дворец то строили, то разрушали.
И наконец в семнадцатом веке он приобрёл свой современный вид.
Комплекс состоит из двух основных дворцов - Красного и Белого.
Белый дворец предназначался для жилых помещений Далай-ламы, его наставника и регента. Там же были служебные помещения правительства.
Большой восточный павильон использовался для официальных церемоний, в Солнечном павильоне Далай-лама жил, работал и читал священные тексты.
Красный дворец был местом молитв и религиозных ритуалов.
Вот так за разговорами, рассматриваниями многочисленных ступ, статуй и прочих святынь, мы добрались до самого верха.
Вот он красавец - белый дворец.
И такие изящные галереи, окошки и прочие очаровательные древности.
Дальше фотографировать нельзя.
Поэтому я решила было продать всю нашу фототехнику. Но бизнес не пошёл.
Поэтому пришлось идти дальше с фотоаппаратами. Пока снова не разрешили фотографировать.
И вот это они называют клаймбинг...
Последний раз окидываем взглядом окрестности с высоты нашего холма.
Вот наш гид что-то рассказывает.
В первые дни он что-то нам ещё рассказывал. Потом с таким же выражением он обычно возмущённо говорил:
- Что ты мне говоришь? Я всё очень хорошо делаю.
Но про это я расскажу потом. А может и не расскажу.
Снизу с непарадной стороны дворец выглядит как крепость.
Непарадная сторона начинается сразу на выходе. Во всех смыслах.
Несмотря на многочисленные плакаты, призывающие ничего не покупать с рук, нас тут же обступают.
Но мы - кремни. Ничего не купили. Решили сохранить это просто в нашей памяти без сувенирного подкрепления.
А чтобы лучше нам Потала запомнилась, мы пришли сюда ещё раз. Уже поздно вечером.
Красиво подсвеченная, Потала словно парила над городом.
Вокруг вообще всё было нарядно расцвечено.
Иногда даже слишком нарядно.
И немного мешала наглядная агитация и праздничные плакаты.
И всё равно она была прекрасна.