Найти тему

«Прекрасная тьма» и возможности комикса

Комиксы – относительно молодой вид искусства, всё ещё испытывающий трудности с признанием. Как за рубежом, так и у нас в стране книжки, наполненные картинками и текстом в пузырях, как правило, оцениваются как низкопробный продукт, интересный в лучшем случае детям и малообразованным слоям населения. При этом комикс открывает перед своими создателями гигантское количество возможностей для выражения своих идей.

Для того чтобы продемонстрировать ряд специфически «комиксовых» способов передачи смыслов, я бы хотел сегодня остановиться на формальных чертах потрясающего представителя европейского комикса – «Прекрасной тьме» за авторством Вельмана и Кераскоэта. Эта работа – очень интересная мрачная сказка для взрослых, наполненная всевозможными аллюзиями, заигрыванием с типично-сказочными образами. Да и поднимает книга множество интересных тем. Но обо всём этом как-нибудь в другой раз, а сейчас посмотрим на приёмы, которые используются для передачи этого смыслового богатства.

Во-первых – это работа с кадром, доступная исключительно комиксам. Создание границ изображения произвольной формы и включение их в отношения с другими кадрами является инструментом попросту недоступным другим медиа.

По ходу самого комикса компоновка кадров довольно классична – прямоугольные кадры, располагаются на отдельных горизонтальных уровнях, встречаются страницы, полностью заполненные одним кадром, и кадры, растянувшиеся на целый разворот. Но особый интерес представляет самое начало книги – встречающее нас страницами без кадров.

Первые страницы - кадры без рамки
Первые страницы - кадры без рамки

Точнее сами по себе кадры на них, разумеется, присутствуют, вот только границ у них нет. И показаны на этих страницах события до завязки самой истории, мы видим героев ещё полными надежд и присутствующих в своём особенном мире. Важен здесь и выбор характера рамки – сейчас, в начала, кадры расположены на белом листе, который резко уменьшается, и пустота эта остаётся исключительно пустой рамок, отделяющих кадры.

Белый цвет здесь – цвет чистоты, невинности. Вообще, символика цвета – это отдельный блок инструментария комикса. Он не просто заимствован у живописи, поскольку комикс может позволить себе нечто большее – ставить цвета в хронологические соотношения, связывая их с определёнными этапами истории и эмоциями, вызываемыми повествованием.

В «Прекрасной тьме» основной цвет страниц изменяется по ходу повествования, с одной стороны это связано со сменой времён года, но с другой – он поддерживает доминирующие эмоции сцены, позволяя себе отходить от строгой логики сезонов. Так, в летних сценах умело создаётся контраст с общим приподнятым настроением сказочных персонажей и реальной, угрожающей обстановкой, через внедрение тёмных ночных сцен, или грязно-коричневых сцен в норе.

Коричневая нора посреди зелёного лета
Коричневая нора посреди зелёного лета

Вообще, для «Прекрасной тьмы» характерно использование "цветового фильтра", позволяющего художникам решать большинство сцен чуть ли не в духе абстракционизма – с его цветовыми пятнами, и цветом, приобретающим отдельный онтологический статус. Этот эффект поддерживается дизайном персонажей, превращающихся в те самые цветовые пятна – голубые, красные, синие, коричневые – за счёт чего углубляется их характеристика.

Персонаж - голубое пятно, занимающее большую часть кадра
Персонаж - голубое пятно, занимающее большую часть кадра

Наконец, ещё одним крайне важным приёмом для «Прекрасной тьмы» становится сложная композиция. Если рамка – исключительно комиксовый приём, цвета – развитие наследия живописи, то сюжетная композиция, без сомнения унаследована от литературы.

Но в случае с комиксами, сюжет усложняется за счёт эффекта домысливания – встречного движения со стороны читателя, достраивающего действия персонажей в промежутках между кадрами, между отдельными страницами. «Прекрасная тьма» умело жонглирует множеством персонажей, переплетая отдельные арки каждого из них, заставляя читателя домысливать не только в локальном, но и в глобальном контексте, постоянно держа в уме, что параллельно с происходящим собственно на странице происходит ещё множество других событий. Мир «Прекрасной тьмы» продолжает жить даже если ты не смотришь на него.

Таким образом, «Прекрасная тьма» является ярким примером того, как комикс вырабатывает собственные приёмы передачи смыслов, как те, что перенимаются с дальнейшим развитием из родственных ему видов искусства, так и оригинальные, создаваемые непосредственно самим искусством «повествования изображениями».