Спойлеры: нет | Рейтинг: смотреть | 12+ | Как смотреть: IMAX
19 декабря в российский прокат вышла финальная часть саги “Звёздных войн”, в которой авторы несмотря на космический масштаб происходящего сужают историю до размеров одной конкретной семьи Скайуокеров. Кинокритик Николай Гостюхин считает, что Джей Джей Абрамсу, несмотря на некоторые проблемы с сюжетом, удалось помирить и поклонников старых частей, и тех, кому нравится новая трилогия и даже тех, кто был не в восторге от спорных "Последних джедаев".
О событиях предыдущей части авторы решили осторожно не вспоминать, однако в далёкой-далёкой Галактике по прежнему неспокойно. По (Оскар Айзек) и Флин (Джон Бойега) вместе с повстанцами генерала Леи (Кэрри Фишер) всё также противостоят Первому Ордену, Рэй (Дэйзи Ридли) заканчивает своё обучение джедая, а Кайло Рен (Адам Драйвер) находит нового ещё более мощного покровителя. Эта новая зловещая фигура феноменально помогает авторам залатать почти все сюжетные дыры и при этом сохранить главную интригу о прошлом Рэй и балансе силы до самого конца.
Наверно ни одна кинофраншиза, кроме бондианы, не сможет сравниться с историей семьи Скайуокеров, растянувшейся на 42 года, 9 эпизодов, 2 спин-оффа, 1 полноценный сериал про наёмника-мандалорца и ещё бог знает сколько мультсериалов и видеоигр. Давайте будем честны, Джордж Лукас создал уникальный и сверхуспешный бизнес, который приносит деньги до сих пор, причём не только от фильмов и сопутствующих товаров.
Тогда в далёком 1977 году под впечатлением от “Хи-Мена и Властелинов Вселенной”, а также очевидно с оглядкой на риторику соседней красной сверхдержавы он решил показать каким может выглядеть наш мир в будущем. Но сделал он это через призму отношений одной семьи, история которой стала определяющей для развития всей Галактики, как бы парадоксально это не звучало. Тем любопытней, что выкупивший все права на франшизу Disney, даже несмотря на новых героев в лице Рэй, По и Флина, отдаёт дань уважения старикам Лее, Хану, Чуи (хоть его уже и играет другой актёр Йонас Суотамо) и Люку (Марк Хэмилл). Авторы включили тонко включили их в сюжет, чтобы старые и новые герои вместе пришли к победе над абсолютным злом.
Естественно, что вся эта “семейная” идея, придуманная Лукасом носит ещё и эскапистский характер. История человечества - это история противостояний. Поэтому причины создания и успеха новой трилогии остались неизменны: государства и разрозненные политические, несмотря на условность границ, по прежнему не могут прийти к общему мнению о нашем общем будущем. Достаточно вспомнить конфликты в Сирии или недавние выступления Греты Тунберг. Поэтому главной объединяющей мыслью остаётся - семья. Джей Джей Абрамс, снявший “Пробуждение силы”, возвращается, чтобы эпически закончить самую простую на первый взгляд историю о борьбе добра со злом, о семье, о возможности перемен и о прощении. Всё гениальное просто.
Интересно, что режиссёр, как и многие фанаты ЗВ [“Звёздных войн” - прим. автора], критиковавшие предыдущий фильм Райана Джонсона, решил осторожно обойти имевшие место там события и явления, чтобы в итоге прийти к более каноническому и понятному поклонникам финалу. У Абрамса получается такой экскурс по планетам и звёздным системам. Герои постоянно куда-то едут или летят, а любая сцена с ними, даже самая спокойная и драматическая подчинена одному закону “сейчас что-то обязательно произойдёт и они снова побегут”. Из-за этого, с одной стороны “Скайуокер. Восход” выглядит сверхдинамично, а с другой чересчур размазано, недостаточно уделяя времени дружеским отношениям главных героев. Например, в одной из сцен Рэй, По и Флин прилетают на корабль Первого Ордена, чтобы спасти Чубакку, но в какой-то момент, Рэй внезапно понимает, что ей нужно куда-то отойти. Вот просто так. И подобных странных в контексте сюжетной арки героев эпизодов в фильме довольно много. Не отходи Рэй по своим делам, фильм скорей всего оказался бы на полчаса короче. Но с другой стороны, зритель приходит на “Звёздные войны”, чтобы увидеть войны, поэтому Абрамс даёт именно то, чего не смог дать Джонсон со своими “Последними джедаями” - динамику и масштаб.
В девятом эпизоде вас ожидает возможно самое большое количество схваток на лазерных мечах за один фильм. Абрамс позаботился о том, чтобы каждая из них была на новой планете, а судьба Галактики весела в эту секунду на волоске. Так что новый фильм ещё и успешно вовлекает зрителя в переживательный процесс за судьбу героев и нового злодея. Рэй хоть и стала сильнее со времён прошлой части, обучаясь у Леи (да-да, она тоже дипломированный джедай), никак не может освободиться от загадочного прошлого и от соблазнов, которые ей предлагает Кайло на тёмной стороне. Кстати, между ними теперь есть что-то вроде любовной линии с завершением, что только добавляет разнообразия в платонические отношения героев вселенной ЗВ. Интересно, что в зарубежном прокате в фильме есть сцена с поцелуем двух девушек, которую возможно вырежут внимательные ножницы российских цензоров.
Кроме того, сценаристам удалось вернуть в фильм несколько персонажей, появление которых будет огромным сюрпризом для зрителя и в одновременно оно в корне меняет сюжет, делая его ещё более личным. Например, все знают, что Кэрри Фишер скончалась ещё до начала съёмок девятого эпизода, но Абрамс нашёл способ вернуть её в фильм и финальная сцена с принцессой Леей если не заставит вас рыдать сквозь 3D-очки, то уж точно заставит вжаться в кресло и навсегда запомнить финал “Скайуокер. Восход”, как самый трогательный, масштабный, красивый, объединяющий и по-настоящему семейный. Ведь главное не то, чья кровь в тебе течёт, а то кем ты сам себя считаешь. И в разрешении этих вопросов далёкая-далёкая Галактика всегда однозначно давала ответы.