Нет ничего интереснее, чем разгадывать загадки картин, написанных сотни лет назад. А теперь представьте, если эти картины послужили началом нового периода в истории культуры всего человечества. Как, например, произошло с фреской Джотто ди Бондоне “Поцелуй Иуды”.
Как “Поцелуй Иуды” изменил искусство.
Предыстория:
Примерно в 1300 году Джотто получил от одного Падуанского мецената (Энрико Скровеньи) предложение - расписать небольшую церковь, которая находилась в Падуе на Римской арене.
До Рождества Христова на Римских аренах проходили казни и издевательства над верующими (теми, кто впоследствии стал христианами). Их распинали в центре арены на глазах ликующей публики. Для того, чтобы духовно очистить эти места от греха, на них ставили церкви и часовни.
Так на одной из стен Капеллы Скровеньи появилась фреска о которой мы сейчас говорим.
Сюжет:
Фреска передает нам один из ключевых библейских сюжетов, момент, когда после предательства Иуды за Иисусом пришли стражи царя Ирода.
Здесь в центре композиции основные персонажи Иисус Христос и Иуда Искариот.
Следом мы можем увидеть второстепенных героев, как например Апостола Петра, который осознал, кто предал его учителя и с ножом пытается защитить Христа. Изображение создает удивительно ощущение динамики, паники и давки, которые могли сопутствовать подобной ситуации.
Новаторство:
Джотто создал то, что сейчас в искусстве мы называем КОМПОЗИЦИЕЙ. Что же такое композиция в изобразительном искусстве? Композиция, это когда художник видит и изображает весь сюжет целиком, с первостепенными и второстепенными персонажами. Картина Джотто, в данной ситуации - это подобие театра. А сам художник, как театральный режиссер, будто говорит: “Я там был и все это видел”.
Следующий прием, который кардинально выделяет “Поцелуй” из остального пласта искусства - театральная или немая ПАУЗА. Посмотрите сами, в центре изображения можно выделить не только секундный порыв к поцелую, а еще и психологическое состояние персонажей.
Для того, чтобы понять насколько Джотто обогнал свое время, мы посмотрим на цифры. Следующим подобную “ПАУЗУ” в своем творчестве использует только Рембрандт , а он жил уже в XVII веке…