Найти тему

Цифровизация госсектора с точки зрения ИТ-компаний

На вопросы Tadviser отвечала Наталья Зубкова, директор департамента собственных решений НОРБИТ (ГК ЛАНИТ).

Насколько активно идет процесс цифровизации госсектора?

Сегодня вопросам цифровизации государство уделяет большое внимание. И одна из важнейших тем – развитие онлайн-сервисов по предоставлению государственных услуг. Достаточно вспомнить утверждённый Правительством перечень из 25 «суперсервисов», включающих комплексных услуг как для бизнеса (оформление земли под строительство, трудовые отношения), так и для граждан (рождение ребенка, получение пенсии, оформления европротокола при ДТП). Согласно этим планам к 2021 году больше половины этих услуг будет предоставляться в электронном виде.

Поскольку компании НОРБИТ близка тема автоматизации закупок, то могу отметить и достаточно высокие темпы цифровизации этой сферы. Интенсивное развитие закупочных систем началось задолго до появления тренда цифровизации, и различные государственные инициативы стали лишь дополнительными драйверами для работы в этом направлении. Сегодня прозрачность госзакупок обеспечивает крупнейшая единая информационная система (ЕИС), которая поддерживает реализацию нормативных правовых актов и различные бизнес-процессы в сфере госзакупок. ЕИС контролирует фактическое исполнение бюджета и создает конкурентные условия среди участников закупок.

Не меньшее внимание уделяется цифровизации сферы налогообложения. Например, для стабильного поступления доходов в бюджет страны ФНС активно развивает электронные услуги, позволяющие налогоплательщикам решать многие вопросы онлайн без посещения инспекции. Ведомство также развивает свое мобильное приложение, которое стало удобным сервисом для самозанятых граждан.

При активном участии государства развивается и цифровая медицина. Сегодня в большинстве российских регионов внедрены медицинские информационные системы, в которых ведутся электронные медицинские карты и есть возможность попасть к врачу по электронной записи.

Какие проблемы на региональном и федеральном уровнях остаются не решенными?

В регионах хорошо работают сервисы, которые были инициативой федерального центра и тиражировались на региональном уровне. Поэтому те проекты, которые еще находятся на стадии проработки на федеральном уровне (например, социально-значимые сервисы по опеке детей и работе с незащищенными слоями населения) находятся в меньшей степени зрелости на региональном уровне. Например, НОРБИТ работает над проектом по созданию сети мобильных платежно-кассовых терминалов на базе платформы ОС «Аврора» (ранее Sailfish Mobile OS RUS) в «Почте России». Используя это приложение, почтальоны смогут предоставлять финансовые услуги удаленно в том числе социально незащищенной категории граждан. И такой формат услуг появится во всех российских регионах.

Не секрет, цифровое развитие происходит в регионах неравномерно. Очевидно, что такой разрыв между регионами, в первую очередь, обусловлен разными бюджетами, выделенными на информатизацию. Тем не менее, у меня есть уверенность, что благодаря дополнительному финансированию, появлению конкретных задач и сроков их выполнения в рамках программы «Цифровая экономика», появлению отдельных региональных министерств, ответственных за реализацию ИТ-проектов, в течение 3-5 лет мы увидим реальные результаты.

Какие инициативы в сфере ИТ находятся в приоритете у федеральных госструктур?

На мой взгляд, одной из приоритетных задач является подключение всех медицинских организаций к Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Эта инициатива предполагает обеспечение связи между различными медицинскими учреждениями. Единый цифровой контур будет включать систему лабораторных исследований, единый архив медицинских изображений, систему закупок и электронных рецептов.

Не менее значимая инициатива в сфере недвижимости - цифровизация учетно-регистрационной системы. Росреестр и Федеральная кадастровая палата работают над созданием ИТ-платформы, которая позволит совершать выбор объектов недвижимости, различные операции с недвижимостью (купля-продажа, аренда), проверять платежеспособность участников сделок, повысить правовую защищенность участников рынка.

Еще одна приоритетная инициатива - маркировка продукции, направленная на борьбу с незаконным ввозом или производством в России, а также повышение сборов таможенных и налоговых платежей. Уже в октябре будет запущена система по маркировке лекарств, и в перспективе - маркировка одежды и парфюмерных изделий. И одним из таких проектов занимается компания DTG - «дочка» ЛАНИТа.

Какие ИТ-проекты в госсекторе могут стать прорывными?

Хочется верить, что одной из прорывных технологий в госсекторе станет искусственный интеллект. Технологии ИИ и машинного обучения могут использоваться в безопасности, финансовых сервисах и подборе кадров. Полагаю, что перспективным направлением использования ИИ станет более качественная обработка документов: распознаванию текстов, ввода данных в информационные системы учреждений, анализа документов и др.

Полный обзор на Tadviser

-2