У меня двое детей, старшему уже восемь - это второй класс школы, малому три - это сад, место котором, мы нынче правдами и неправдами выбили. Считаю что нужно рассказать и о нашем стиле воспитания. Поэтому зайдем издалека.
Старший ребенок ходить в сад отказался. Коварные дети, порой сами умеют сами придумывать болезни и болеть ими, лишь бы добиться своего. Он с первых лет, старался быть взрослым. Отстаивал право называть свое имя только полностью, без уменьшительно-ласкательных видов, как следствие мы имели немало конфликтов с преподавателями дополнительного образования, которые пытались его сломать. Конечно же мы были на его стороне, но стремились и объяснить что нельзя столь жестко стоять на своем - должны быть компромиссы. Конечно же в глубине души был радостно, что парень отстаивает свои интересы, которые никак не противоречат здравому смыслу. Уже забываемые многими детьми - общению к старшим на "Вы", благодарному "Спасибо" научены! :)
Мы, родители, обладаем хорошим чувством юмора, поэтому с детства в доме довольно много смеха, от озвученных картин нашего воображения. Ребенок с малых лет привык видеть в любых действиях и вещах много смысла. И учится искать его.
Мы с пеленок таскаем детей везде. И близкие поездки за грибами, на рыбалки, пикники. Ездим на дальние расстояния, взбодряя внезапными визитами знакомых и родственников в других городах. Конечно же, дети не раз были на морях, а в этом году прокатились почти через всю страну на машине. Есть пару статей - можете посмотреть в профиле. Мы стараемся, показать максимум, что бы наполнить их впечатлениями и информацией.
С ранних лет приучаем к самостоятельности. Начинается все с одеваться и раздеваться - через игры, шутки. Если они не помогают, то громкого словца, а если и оно не действует, то вполне реального подзатыльника. Старшой научился достаточно быстро это делать еще в саду, абсолютно без участия взрослых.
Дома много качественных книг, с очень добротными иллюстрациями. Каждый день много информации, старший так вообще спать не ложился, пока пару глав не прочитаешь. Так же присутствуют аудио сказки и преимущественно советские мультики.
Первый класс для меня был шоком, я водил его в школу и наблюдал за другими родителями.
Как это было - к нужному времени, мы заходили в здание школы, в первый раз поняв, он знал куда идти и что делать. Самостоятельно. Но что творилось в комнате раздевалке... Мамаши и папаши, снимали одежду и обувь со своих первоклассников, порой еще и унося все в гардероб.
Через несколько месяцев, часть детей были вынуждены сами как то решать свои проблемы - тогда родительский чат заполнился сообщениями формата "Никто не находил шапку/ботинки/перчатки?".
У нас не было ни одного случая разгильдяйства, так как ребенок сам понял, как и в каком порядке ему уложить, как повесить что бы испытывать минимум проблем при одевании. Ни разу не пришлось участвовать.
Но за другими я наблюдал. Детей, которые смогли продавить, слишком мягких родителей видно сразу. Родители тащат свое чадо, чуть ли не на руках, сюсюкаются. Как показывают наблюдения - эти дети начинают испытывать проблемы уже в первом классе.
Подводя итоги четвертей, учитель отмечает тех детей, которые не хотят учиться. Как и предполагалось, все раздеваемые дети в этом списке на 100%, ну и пара-тройка детей сверху, по другим уже причинам.
Во втором классе появляется домашняя работа. Мы действуем по такому принципу - сделал все сам, в конце показал на черновике. Если есть ошибки, указываем на задание, которое не правильно решено, без каких либо комментариев. Ребенок идет штудировать учебники, интернет(есть свой смартфон с интернетом). На выходе готовая и правильная домашка, которую он переписывает в чистовик. И по сути от соблюдения стиля оформления(его не проверяем), отсутствие помарок - формируется оценка. Конечно же это 5 или реже 4, если небрежно переписал.
Благодаря бабушкам и дедушкам (к нашему стыду), он умеет шить, вырезать, раскрашивать. Все школьные поделки он делает сам, весьма необычно и достаточно аккуратно. С нас только расходные материалы и иногда удобрительное кивание, для подтверждения его идеи. Что мы видим на конкурсе поделок? Правильно! Больше половины работ - родительские. О чем они думают? Или это детские комплексы? Сделать что то лучше детей? При этом - это все понимают и умные дети и другие родители и конечно же преподаватель.
Совпадение или нет, но часто эта часть родителей настроена на всевозможные скидывания денег. На подарки, на выпускной с Аллой Борисовной.. Я сразу заявил в родительском чате, что вертел на том самом органе, практически все их денежные инициативы, свойственные обществу потребления. Объяснил это так - абзац ниже:
К праздничным датам - дети должны сами сделать подарки. Своими, черт возьми, руками.
Мудрый учитель, который должен дать умение "учиться" вашему ребенку, сделает правильные выводы. Но родители уже начали прививать следующему поколению принцип - купи и не парься.
Поэтому доверьте юному человеку, составить букет на первое сентября, и сделать поделку на день учителя, новый год и 8 марта, если учитель женщина. И поздравительную речь они могут сами составить, в том числе и сообща, но в первый раз - с участием опыта взрослых. Если ребенок "схалтурит", то ему будет стыдно. Они должны это пережить сами. Хотя бы один раз. :)
Но что мы видим - треть чата, каждый день выспрашивает домашнее задание.
Это значит что ребенок его не записал в дневник, так как это часто происходит за два часа до начала "второй смены", то очевидно что домашнюю работу делают родители. Каждый день жаркое обсуждение, о том как что то решить.
А если есть какие то не стандартные задачи - гневаются, что их не предупредили о том, что в какой то день, для поделок нужны например листья деревьев. В чем сложность отправить отпрыска их собрать - не понятно. Точнее понятно - его же сперва одеть нужно. Да и выйти с ним. И самим собрать, листья эти проклятые :)
В родительском чате много споров о качестве образования. Жалобы о том, что детишкам задают то, что они не могут сделать, проходят метрами в чате. Но мое мнение такое - многие ученики, "отбрехиваются от домашки", простой фразой - "мы этого в школе не проходили и почему нам это задали мы не понимаем". Так и появляются эти взрослые, которые делают до 11 класса школы, всю домашнюю работу. Превращая ребенка в валенок.
Когда эти споры возникают, я иногда спрашиваю своего ребенка - у тебя были трудности с заданием по этому предмету? Отвечает - нет. Все что задали - проходили, но иногда нужно было подумать. Поэтому со всей ответственностью заявляю - пока прецедентов не было. Просто какие то дети обманывают своих родителей, а те ведутся.
В качестве стимуляции к самообразованию, я часто провожу беседы о том, что когда он столкнется с такой проблемой, как безделье. Безделье гнетет человека, еще больше чем работа. Порой больше, чем даже самая неприятная в мире работа. Показываю загорелых на солнце рабочих, которые укладывают асфальт, смотри парень - далеко не все они, в этой бригаде, от любви к укладыванию асфальта. Просто они не хотели думать о будущем и стремиться научится знать и делать, что то лучше всех остальных. Таких взрослых людей, уже ни кто не сможет заставить понять, что их труд может иметь ценность, они просто верят тем, кто контролирует их жизнь, дает им деньги, которых хватает на еду. Как это делали в школе их мамы и папы, которые решали все сложности за них.
И мне кажется, что сын меня понимает.