Мода меняется – это очевидно, но в последнее время мы наблюдаем не только бесконечную смену тенденций, трендов и сезонов. Мода сейчас кардинально отличается от моды прошлого века. В XX веке произошел промышленный переворот, который раз и навсегда изменил модную индустрию. Развитие промышленности сделало производство одежды проще, быстрее и, главное, позволило моде уйти в массы. В 1975 году Амансио Ортега открыл первый в мире магазин Zara, что стало началом эпохи масс-маркета. Zara, а в последствии, все компании, входящие в Inditex, позволили массовому покупателю приобретать трендовые вещи по доступным ценам.
Сейчас, рынок трендовой массовой одежды перенасыщен, избыточное потребление – моветон. Прогрессивная молодежь стремится покупать особенные и необычные вещи, чтобы выделяться. Нельзя сказать, что массовые магазины доживают свой век, напротив их популярность сейчас на пике. Рынок, как правило, реагирует на изменения не так оперативно, чтобы распознать их на этапе зарождения. Прежде всего стоит обратить внимание именно на те тенденции, которые еле ощутимы, витают в воздухе и отразятся на fashion индустрии спустя время.
1. Экологичность – пожалуй, самое актуальное слово сейчас. Модно быть эко-friendly, актуально сортировать мусор, носить одежду из переработанных материалов и сдавать старую на переработку.
Как это влияет на моду прямо сейчас?
Бренды и марки одежды создают экологичные коллекции (H&M Conscious, раздел одежды «экологичная мода» от ASOS, коллекция Erdem Green Carpet Challenge, рубашки Salvatore Ferragamo из отходов и многое другое). В последние годы делать «зеленую» линейку товаров стало такой же необходимостью для бренда, как выпускать межсезонные коллекции.
Что будет дальше?
Забота об окружающей среде – не просто мимолетное веяние, экологичность стала частью культуры современного человека. Производства одежды будут становится безопаснее для окружающей среды и использовать больше вторсырья для изготовления одежды и аксессуаров.
2. Продолжительность жизни вещей растёт. Свопы, гаражные распродажи, винтажные лавки, комиссионки, Asos Marketplace, в конце концов, Avito набирают популярность, тем самым продлевая жизнь вещам. Эта тенденция напрямую связана с осознанным потреблением, а еще с тем, что мода размывается. Нет четких критериев, что можно, а что нельзя носить (но облегающие кардиганы и кроссовки на платформе, все-таки нельзя J). Словом носи, что нравится, самовыражайся как хочешь, правил нет, они остались где-то в прошлом, вместе с кроссовками на платформе…
Как это влияет на моду прямо сейчас?
Fast fashion замедляется. Из-за развития вторичного рынка одежды страдает первичный.
Что будет дальше?
Нельзя утверждать, что мы совсем перестанем покупать одежду, скорее всего этого не произойдет никогда, ведь тогда умрет вся модная индустрия. Но о то, что мода замедляется говорят многие эксперты.
3. Мода — современное искусство. Современное искусство должно вызывать эмоцию и нести информационный посыл. На подиумах мы все чаще видим концептуальные показы, вещи с которых вряд ли применимы к носке в обычной жизни. Тренды утрированы, а коллекции посвящены событиям или глобальным проблемам. Мода по праву становится настоящим искусством.
Как это влияет на моду прямо сейчас?
В повседневной жизни, одежда которую мы носим, транслирует определенные идеи. Даже если мы носим удобные и простые вещи, в этом тоже есть посыл: «Я люблю комфорт и мне плевать на тренды». Но если все-таки не плевать, то мы стараемся передать определеную идею, наши взгляды и мысли обществу. Например, выбирая одежду, из коллекции Nike, H&M или Gucci с радужным принтом, мы показываем своё отношение к ЛГБТ сообществу.
Что будет дальше?
Рынок «идейной одежды» будет расширяться, потому что потребности общества в самовыражении расту. Надписи на футболка обретают смысл, а кусок ткани приобретает дополнительную ценность.
Мода меняется вместе с нашим мироощущением и потребностями: будь то потребность в стремлении быть более экологичным или в самовыражении. Модная индустрия — искусство, и как всякое искусство отражает общество и изменения в нем.
Рекомендации от автора:
- Фильм «Реальная цена моды» реж. Эндрю Морган, 2015
- Книга «Феномен Zara» Ковадонга О'Ши, 2017
- Статья «Экологичность в моде: дизайнеры отказываются от натурального меха и создают "зеленые" коллекции | Vogue Russia» Варвара Зотова, 2018