Глава 18
Разговоры с Марией Григорьевной Латуховой мы по-прежнему вели долгие, но никогда – о школьных делах. Она умела поддержать почти любую, начатую мной тему, но чаще выбирала направление для разговора сама.
И вот настал день открытия районной учительской конференции. Учителей на ней присутствовало много, и хорошо было видно, что основная их масса – молодёжь. Совещание было рассчитано на три полных дня: первые два отводились на пленарные заседания, третий – для методической работы.
С полуторачасовым докладом выступил зав. РОНО Финаев, после него второй секретарь РКП(б), фамилию которого не помню, рассказал о работе учителей района в свете требований Партии и правительства. В докладе Финаева очень сильно критиковалась работа районной школы, где успеваемость учащихся составляла всего 60%. Остро критиковали и нашего директора, Ивана Максимовича Бычкова, за неумение работать с коллективом. Мне было очень жаль его по человечески. Он казался очень грамотным человеком, хорошо знающим своё дело, всегда был корректен, вежлив и в меру требователен.
В перерыве выпускались газеты, очень тонко и с юмором освещавшие происходящие события по горячим следам. Под впечатлением услышанного и увиденного мне расхотелось работать учителем.
После перерыва началось обсуждение обоих докладов.
На второй день было дано слово нашему директору и учительнице нашей школы – Сивовой В.В. Оба выступления получились очень резкими, критичными, и было ясно, что противоборство двух сторон будет продолжаться и дальше с ещё большей силой.
Выступления других ораторов тоже отличались жёсткостью и беспощадностью. Мне стало казаться, что каждый учитель только и делал, что отслеживал поступки своих коллег, всё записывал и накапливал факты до очередноё районной конференции. Конференций таких в течении года проводилось две: в августе и январе.
Я был обескуражен. Пытался правильно оценить и осмыслить услышанное, но это никак не удавалось. Твёрдо решил для себя одно: надо работать так, чтобы никто не смог ни обнаружить, ни сказать обо мне ничего плохого. Знал я, что это будет непросто: ведь я до сих пор ни разу не выходил самостоятельно перед классом. А в школе в то время училось очень много переростков, многие из которых были моими ровесниками.
На конференции я видел много молодых учителей, все они были уже обстреляны, имели опыт, и принадлежали к одному из противоборствующих лагерей, хотя внешне этого, конечно, не показывали. Все они, усмехаясь, говорили мне, что и я скоро неминуемо примкну к одной из сторон.
В коллективе было принято негласное правило: дни рождения справлять в своём лагере. Меня часто приглашали и в те и в другие. А свой день рождения я никогда не праздновал и не собирался начинать.
С 15 сентября в селе Дёмино открылась новая школа, которая считалась филиалом нашей. Половина учителей вместе с учениками должны были перейти в неё. Я совершенно не беспокоился, где окажусь: в те годы мне было буквально всё равно, где работать, лишь бы платили деньги.
После конференции наступило, как мне показалось, временное затишье: все были заняты своими делами. Готовились всевозможные учебные планы, во второй половине дня встречались с родителями и учащимися, для чего совершали подворный обход. Почти все ученики седьмых классов работали в колхозе, поэтому нужно было выяснить, кто из них не придёт в школу. Многие ученики начальной школы были пастухами, и их нужно было освободить до начала учебного года от этой работы. Сделать это было нелегко, так как сами родители подчас не хотели, чтобы их дети бросали эту достаточно оплачиваемую работу. Но всё же с учениками начальных классов было проще: многих из них удавалось вернуть в школу, с ребятами постарше дело обстояло хуже.
Так или иначе, к первому сентября классы были укомплектованы. В каждом из них было много второгодников, большая часть которых считалась трудными подростками. Такие, как правило, быстро отсеивались в течение учебного года. В то время не сильно ругали за такой довольно массовый отсев.
Первое сентября тогда не считалось праздником. С первого же урока начинались трудовые будни. Школа была переполнена, и занятия проводились в две смены. Со многими учащимися я был ознакомлен ещё до начала учебного года во время обхода по домам.
Моя учебная нагрузка состояла, в основном, из часов физики в 6-7-х классах. Первого сентября мне выпало провести сразу шесть уроков, при этом я не почувствовал никакой усталости. Я привык уставать только от непосильной физической работы. Хорошо помню, что в тот день лёг спать в полночь, наказав хозяйке будить меня в шесть часов утра. Я был уверен, что шести часов сна вполне достаточно, дольше никогда не спал.
К нагрузке в 34 недельных часа я быстро привык и справлялся легко. Много времени уходило на проверку тетрадей. Администрация школы к проверки ученических тетрадей подходило очень строго, осуществляя еженедельный контроль над этим процессом.
Зарплату учителям платили достаточно высокую, но и требования к качеству работы были высоки. Кроме своей работы, на каждом учителе была большая общественная нагрузка. Все учителя были агитаторами в своей «десятидворке», где каждый вторник проводились беседы на запланированные темы. А по понедельникам в сельском совете проводились занятия с самими агитаторами.