Найти тему
Trader Expert

ФРС ожидаемо оставил ставки единогласно без изменений в диапазоне 1,50-1,75%

11 декабря

Федеральная резервная система оставила процентные ставки по федеральным фондам без изменений и просигнализировала о том, что не планирует повышать их в ближайшем будущем.

После понижения ставок на предыдущих трех заседаниях в целях защиты американской экономики от негативных последствий торговой напряженности и замедления мирового экономического роста ФРС в среду указала на то, что может оставить денежно-кредитную политику без изменений, отслеживая при этом указанные выше риски. Ставка по федеральным фондам находится в диапазоне 1,50%-1,75%.

Руководители ФРС в своем сопровождающем заявлении по-прежнему оценивают экономику оптимистично. "Комитет счел, что текущая денежно-кредитная политика является адекватной для поддержания устойчивого роста экономической активности", при этом наблюдаются благоприятные условия для занятости и ценовая стабильность, сказано в заявлении. В знак чуть большей уверенности в своей позиции руководители исключили из заявления фразу о том, что "неопределенность перспектив сохраняется", которую они употребили в октябре.

В заявлении все еще указывается на сдержанное инфляционное давление и ситуацию в мировой экономике как на риски, за которыми следует наблюдать.

Новые прогнозы ФРС показали, что, по мнению большинства руководителей, ставки достаточно низкие для стимулирования экономического роста. Они ожидают, что ставки будут оставаться без изменений до конца 2020 года, если экономический прогноз не изменится. В этом случае большинство ожидают одного или двух повышений ставок впоследствии, что приблизит ставки к уровням, которые не стимулируют и не замедляют рост экономики.

Однако руководители ФРС просигнализировали в ходе публичных выступлений, которые состоялись в последние недели, что видят риски более медленного, чем прогнозируется экономического роста в краткосрочной перспективе. Это означает, что пока они все еще больше склонны к понижению, чем к повышению ставок.

"Денежно-кредитная политика сейчас настроена хорошо, - заявил председатель ФРС Джером Пауэлл в ходе своего выступления в конце прошлого месяца в Провиденсе, штат Род-Айленд. – Если перспективы значительно изменятся, политика тоже изменится".

Новые прогнозы ФРС дали больше информации о переоценке руководителями фундаментального состояния экономики после того, как им не удавалось добиться ускорения инфляции, прогнозируемого в течение долгого времени.

Руководители ФРС понизили прогноз по уровню безработицы в соответствии со стабильной инфляцией в долгосрочной перспективе. В среду большинство спрогнозировало, что он составит 3,9%-4,3% против 4,4%-4,7% два года назад. Такой пересмотр означает, что руководители видят большую вероятность того, что безработица будет оставаться на исторически низких уровнях, не провоцируя скачка инфляции.

ФРС повысила ставки четыре раза в 2018 году и намеревалась продолжить ужесточение денежно-кредитной политики, поскольку в центральном банке ожидали, что экономика США будет демонстрировать сильный импульс к росту при очень низкой безработице, из-за чего темпы инфляции будут ускоряться.

Пауэлл и его коллеги отказались от этих планов в начале 2019 года, когда стало ясно, что цены растут не так быстро, как ожидалось. В конце прошлого года наблюдалось падение фондового рынка и сокращение эмиссии корпоративных облигаций на фоне признаков замедления мировой экономики и опасений инвесторов относительного того, что более высокие процентные ставки могут вызвать рецессию в США.

Все это заставило ФРС пересмотреть свою опережающую индикацию. Ключевым фактором в решениях ФРС является то, как центральный банк воспринимает прогресс в достижении своих целей: максимальной занятости и темпов годовой инфляции в районе 2,0%.  Уровень безработицы в США в ноябре упал до 3,5% против 10,0% в 2009 году, но предпочитаемый регулятором индикатор инфляции достигал целевого уровня в 2,0% лишь на протяжении нескольких месяцев в прошлом году.

Базовый индекс цен расходов на личное потребление (PCE), не учитывающий волатильные цены на продукты питания и энергоносители, в феврале показал годовой рост на 1,6% против 2,0% в декабре 2018 года. С тех пор темпы годовой инфляции в США держались вблизи более низкого февральского уровня. Отдельный индикатор инфляции, рассчитываемый Министерством труда и опубликованный в среду, показал, что годовая инфляция в ноябре находилась около самых высоких уровней за последние десять лет.

В центральном банке стали рассматривать возможность снижения ставок еще в июне. В рамках июльского заседания ФРС снизила диапазон ставок по федеральным фондам, поскольку внешнеторговая неопределенность негативно отразилась на перспективах роста ВВП США, а также заставила опасаться обвала фондового рынка и сохранения сдержанных темпов инфляции.

Решения о снижение ставок в июле, сентябре и октябре сопровождались дебатами среди руководителей ФРС. Некоторые из них хотели увидеть доказательства того, что глобальный спад производственной активности действительно влияет на экономику США, прежде чем осуществлять смягчение денежно-кредитной политики.

Другие же полагали, что у ФРС теперь меньше пространства для снижение ставок в случае ухудшения экономической ситуации, поэтому центральному банку следует действовать более решительно, чем раньше. Кроме того, по словам Пауэлла, пересмотренные данные за текущий год показали, что экономика была вовсе не так сильна, как думали в центральном банке, повышая ставки в прошлом году.

Экономические отчеты, поступавшие после октябрьского заседания ФРС, были противоречивыми. Показатели производственной и деловой активности едва ли улучшились, однако Министерство труда отчиталось об ускорении темпов найма в последние месяцы.

В среду Комитет ФРС по операциям на открытом рынке впервые с мая принял единогласное решение, оставив процентные ставки без изменений.

Центральный банк также отказался от планов по сокращению своего портфеля активов объемом в 4 трлн долларов США. Регулятор прекратил сокращение баланса активов в июле и позднее пришел к выводу, что скачок ставок на рынке краткосрочных долговых обязательств в середине сентября был обусловлен чрезмерным падением размера резервов, хранимых кредитными организациями в центральном банке.

В октябре ФРС начала осуществлять вливание ликвидности в финансовую систему, приобретая краткосрочные гособлигации и нарастив объем операций РЕПО.