Тема объективности выставления оценок в школе поднимается достаточно часто. Несмотря на имеющиеся рекомендации и положения, так или иначе, последнее слово остаётся за учителем. А значит, нельзя исключать возможность предвзятого отношения к ребёнку.
В любом случае, если у родителей есть вопросы к оценкам ребёнка, то необходимо пообщаться непосредственно с преподавателем. Если вопросы остаются, то можно ознакомиться с теми документами, которые устанавливают правила балльного оценивания в школе.
В каждой образовательной организации должно быть собственное положение об оценках (название документа может быть разное). Такое положение, как правило, есть на официальном сайте школы в свободном доступе. Именно на этот документ следует ориентироваться в первую очередь. Вот одно из таких положений в качестве примера:
Т.е. требования к выставлению оценок достаточно размытые. Их ещё можно применить к письменным работам. А вот составлял ли объём ЗУНов (знания, умения, навыки) в устном ответ ученика 69% или 71 % содержания – родитель уже не определит.
Более подробное описание требований к системе выставления оценок есть в Письме Минобразования РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (т.е. критерии можно применить только к ученикам начальных классов). Здесь на каждой отметки прописаны чёткие критерии. Но опять же для письменных работ.
Таким образом, с оценкой за письменную работу ещё можно поспорить, опираясь на требования, указанные в документах. А вот устный ответ школьника оспаривать очень сложно.
Ещё одна проблема: как часто родитель должен поднимать вопрос об оценках с учителем, если есть подозрения на предвзятое отношение к ученику? Одно дело, когда ребёнок сам пожаловался на несправедливость, и вопрос был решён. И совсем другое дело, когда требуется проверять обоснованность каждой выставленной оценки. Тут даже у неработающего родителя может не хватить сил, чтобы всё контролировать. Проще будет сменить класс или даже школу.
Таким образом, несмотря на все положения и рекомендации, процесс выставления оценок всё-таки довольно субъективный. Даже при наличии положения об отметках в одной школе разные учителя нередко используют разные критерии оценивания. Например, у одного учителя 2 ошибки в диктанте – это ещё «4», а у другого – «3». Вот то ли родителям ходить с Письмом Минобразования и ругаться с учителем (опять же письмо – это, по сути, рекомендация), то ли настраивать детей, что они учатся ради знаний, а не ради оценок…