Рекомендации психолога Брайнес Анны Александровны
Очень часто родители приходят ко мне с жалобами на то, что ребенок постоянно сидит в телефоне, в планшете, и родители пытаются что-то с этим сделать – выключают Интернет, пытаются ругаются, но, к сожалению, это не приводит к нужному результату.
Здесь есть очень четкий алгоритм. Первое, что мы делаем – выясняем, что именно делает ребенок в телефоне или в планшете. Рассматриваем, насколько это для него значимое и стоящее. Во-первых, ребенок может в планшете общаться. Общение – это неотъемлемая часть подросткового возраста, поэтому лишать его общения абсолютно неверно.
Второе, ребенок может в телефоне играть. Тогда мы выбираем и смотрим, что это за игры, какую часть этих игр действительно можно использовать с пользой, а какая - действительно для него отдых. Опять же, нужно подробно проанализировать, какие именно игры ребенок выбирает, и почему ему это нужно.
Третье, чем может ребенок заниматься в телефоне, может быть просто пролистывание соцсетей, такое убийство времени. То есть, он не очень ресурсно проводит это время и просто переключается, например, с одного занятия на другое или просто отключается, чтобы не существовать в той реальности, которая есть дома.
Здесь нужно обратить внимание на то, от чего именно ребенок пытается абстрагироваться. Возможно, это какая-то домашняя ситуация, возможно, это какие-то проблемы в общении с друзьями, возможно, это какие-то проблемы с учебой. И этот также вопрос можно разобрать.
По поводу того, где ставить запятую в гаджетах – бороться или, все-таки, принять? Здесь очень важно отталкиваться от общей позиции родителей. Если у нас задача с вами построить максимально комфортный контакт с ребенком, тогда нужно, все-таки, выяснить, чем именно занимается ребенок в гаджете и по какой причине.
Шаг два – принять его увлечение, может быть, даже где-то его разделить. Например, ребенок общается с друзьями посредством мессенджеров или соцсетей. Возможно, вы тоже включились в эту часть общения и будете там периодически с ним взаимодействовать. Для этого вам потребуется либо войти в эту сеть, если ребенок вас туда допускает, либо просто предложить его обучить вас каким-то методам – общение, составление каких-то текстов или, например, сейчас очень популярны смайлики разные, мемы, возможно, вас это как родителя тоже заинтересует.
Если ребенок играет и вы, например, могли бы тоже посмотреть, в чем содержание этой игры и, может быть, взять для себя какие-то важные компоненты из этой игры, тогда это тоже сблизит вас, и вы поймёте, у вас появится общее какое-то предметное поле с ребенком, где вы можете коммуницировать и что-то обсуждать.
Если это просто, например, времяпрепровождение, тогда нужно более глубоко выяснять, что еще вы могли бы поделать, например, вместе с ребенком. Вместо вот этого времени, которое он просто пролистывает «стену», возможно, вы могли бы пойти погулять или предложить ему какую-то альтернативу.
Шагом три будет как раз реализация, та или иная концепция, в зависимости от того, чем именно занимается ребенок.
Шаг номер четыре – это и ваше большее принятие того, что наша жизнь сейчас сильно меняется, и гаджеты становятся не только частью жизни вашего подростка, но и жизнью вашей жизни, в том числе. И, возможно, какие-то методы или какие-то модели поведения в гаджетах вы можете использовать, например, и себе на пользу.
Очень многие родители сейчас сталкиваются с тем, что, все-таки, гаджеты помогают нам жить. Ребенок уже что-то освоил и может быть для вас прекрасным учителем и, в общем-то, вас в этот мир гаджетов получше углубить, получше вас в него внедрить. Но, все-таки, это такая индивидуальная траектория, и каждый родитель выбирает сам, где ставить запятую. Но лично моя рекомендация – все-таки, начать принимать, понимать вашего ребенка, и тогда отношения выстроятся более комфортно.
Расскажите нам, как складывается ситуация с гаджетами в вашей семье? Есть ли проблема зависимости ребенка от гаджета? Как вы с ней боретесь?
Если Вам понравился наш материал: ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал - давайте вместе обсуждать актуальные проблемы российской системы образования! А если хотите узнать о возможностях Центра Ломоносова в вопросах подготовки к ГИА и олимпиадам или об условиях обучения в Академическом лицее имени М.В.Ломоносова, то заходите на наш сайт – и найдёте ответы на все интересующие Вас вопросы.