Космический корабль “Буран” должен был открыть новую веху в истории космонавтики, и не только пилотируемой, но и полностью автоматической. “Буран” – это первый космический корабль, который сел на аэродром без экипажа, управляясь дистанционно, что и было замечено и занесено в книгу рекордов Гиннесса.
Своё начало “Буран” берёт с апреля 1973 года. Тогда был разослан на рассмотрение проект о создании многоразового космического челнока, с привлечением институтов (ЦНИИМаш, НИИТП, ЦАГИ, ВИАМ, 50 ЦНИИ, 30 ЦНИИ). Постановлением от 8 ноября 1976 года Министром обороны СССР Устиновым был дан старт “Бурану”. Был назначен главным конструктором“НПО Молния” Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Система “Энергия-Буран” готовилась более 10 лет, и это был наш ответ американскому Space Shuttle. К 1984 году челнок был готов, но только для лётных испытании в атмосфере с турбореактивными двигателями. Это был аналог “Бурана”. Сформирован был экипаж в составе Игоря Петровича Волка и Римаса Антанаса Станкявичюса. Полёт прошёл успешно. “Буран” показал себя очень хорошо в воздухе, несмотря на то, что он весил 105 тонн и был предназначен для других условий. Для посадок корабля был построен аэродром “Юбилейный” предназначенный для посадок габаритных летательных аппаратов и экспериментальных образцов летательной техники. Для посадки в экстренных случаях были модернизированы симферопольский аэродром в Крыму, и дальневосточный аэродром Хороль. СССР надо было чем-то ответить США, так как американцы выиграли лунную гонку и разрабатывали свой челнок, который мог сбросить на территорию СССР ядерную бомбу с большой высоты, что не радовало правительство СССР и Министерство обороны СССР. С этого и начался долгий путь к космическому будущему, которое не свершилось до конца из-за распада СССР.
Сначала стоит начать с ракеты “Энергия”. Стоит отметить, что “Буран” это не просто корабль, а программа, в которую входила ракета “Энергия”.
Ракетоноситель “Энергия” была ракетой нового времени. Такой мощи ещё никто не создавал. “Энергия” разрабатываемая “КБ Энергия” под руководством главного советского конструктора СССР Глушко, должна была выводить грузы до 105 тонн на опорную орбиту, с последующей модернизацией самой ракеты. Планировалось возвращать на землю разгонные блоки этой ракеты, так как технические возможности позволяли это сделать. Кто знает, если бы эта ракета эксплуатировалась ещё 10 лет, то мы бы получили первые ракеты возвращающиеся обратно. Но этому не суждено было быть в случае с “Энергией”. Развал СССР сильно на это повлиял. Этим занялся успешный американский бизнесмен и филантроп Илон Маск, который только и использует такие ракеты в своей компании SpaceX. Знаменитые “Falcon 9” и “Falcon Heavy” составляют весь ракетный парк компании Илона Маска.
Для разгона всей системы использовались двигатели “РД-170” с тягой 740 ТС на земле и 840 ТС в вакууме. Время работы двигателя составляет 170 с. Зажигание химическое. РД-170 является двигателем относящимся к типу ЖРД (жидкостный ракетный двигатель). Жидкое топливо обеспечивало больший импульс, больше возможностей с тягой и обеспечивал управление тягой, что было немаловажным аспектом в космонавтике.
"Буран" на стартовом столе
При создании “Бурана” советские конструкторы опирались на разработки американцев с “Space Shuttle”, так как эта система была уже проверена, и СССР понадобилось меньше времени на реализацию такого грандиозного проекта. “Буран” обладал не менее интересными характеристиками, чем “Space Shuttle”. Может он и проигрывал в мощности своих двигателей, в весе(“Space Shuttle” = 88 тонн, “Буран” = 92 тонны), но обладал рядом преимуществ, такие как маневровые двигатели позволявшие “Бурану” свободно передвигаться в космосе, и мог совершить посадку в полностью автоматическом режиме. “Буран” был модернизирован, так как требовался меньший вес. Массу снизили с 105 до 92 тонн, поработав над двигателями челнока, из-за отказа размещения маршевых двигателей.
Также “Буран обладал примерно 50-ю программными системами, обеспечивавшие выполнение различных задач. По ПО у “Бурана” не было аналогов. Бортовые компьютеры могли возвращать корабль, проводить стыковку, производить анализ поломок корабля.
Для защиты корабля нужны были специальные огнестойкий материал. Был разработан новый материал на основе кварцевых волокон. Такая защита обеспечивала огнестойкость при вхождении в верхние слои атмосферы Земли. На “Буране” было установлено 40000 таких белых и чёрных плиток защищавших корабль. Масса их составляла около 9 тонн и обошлись они порядка 2000000 советских рублей (только за 1 корабль).
“Буран” был предназначен для следующих целей:
Цели “Бурана”:
- выведения на орбиты, обслуживания на них и возвращения на Землю космических аппаратов, космонавтов и грузов;
- проведения военно-прикладных исследований и экспериментов по обеспечению создания больших космических систем с использованием оружия на известных и новых физических принципах;
- решения целевых задач в интересах народного хозяйства, науки и обороны;
- комплексного противодействия мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях
Первый и последний полёт “Бурана” состоялся 15 ноября 1988 года. “Буран” успешно приземлился без экипажа, всё сделала автоматика. И казалось бы, что этот корабль должен был бы продолжать своё развитие и доставлять компоненты для космических станции на орбиту, но этого не случилось.
“Буран” мог выполнять все возложенные на него задачи, но из-за дороговизны проекта пришлось приостановить работы в 1990 году. А в 1993 году полностью отказаться от программы “Энергия-Буран”. Разоружение СССР сыграло тоже немаловажную роль в этом.
Где же сейчас “Бураны”?
Часть экземпляров осталась в ангаре в военном городке близ Байконура. Ангар опечатан, и пока что туда заглядывают только экстремалы, прошедшие большой путь по пустыне Казахстана.
Один “Буран” стоит в музее техники Шпайера, кстати этот “Буран” принимал участие в олимпийских играх в Австралии в 2000 году. Ещё один экземпляр стоит в городе Байконур. Ещё один в Москве в парке Горького. И ещё один стоит под открытым небом в ЛИИ Им. Горького, он же 2.01.
Если вам понравилась статья, то обязательно оставляйте свои комментарии. Делитесь этой записью со всеми, кому интересно узнать историю советского космического корабля. Задавайте свои вопросы!
Источники: