«Квадрики» с признаками автомобиля имеют другое название, причем не одно
Если строго по ГОСТу
Большинство из тех, кто увлекается мотовездеходной техникой, уверены, что многочисленное и упрямое семейство квадроциклов распределено между тремя классами: утилитарный, туристический и спортивный. Первый, самый мощный и, что называется, брутальный предназначен для сурового бездорожья и сельскохозяйственных нужд, второй — для бездорожья и увлекательных прогулок вдвоем, ну и третий понятно для чего: погонять и оторваться там, где нормальные машины не ездят.
Но вот вопрос: куда определить еще один вид квадроциклов, отличительная особенность которых — автомобильная компоновка кресел для водителя и пассажира. Из другого «автомобильного» там еще есть: руль-«баранка», педали, наличие «кабины» (в кавычках потому, что кабина чаще всего обозначена лишь балками каркаса безопасности), ходовой свет.
Многие называют такие аппараты квадрициклами (именно через «и», а не «о»). Более того, именно так — уверено и безапелляционно — они именуются и на многих интернет-сайтах. Это ошибка, хотя и простительная: в словарях русского языка — даже современного — слово «квадрицикл» вообще отсутствует. Прямо как в поговорке: «Хоть горшком назови, только в печь не ставь».
А вот в Википедии разъяснение дается: «Квадрицикл — четырёхколесное мототранспортное средство с максимальной конструктивной скоростью не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт (ок. 20 л. с.), снаряженной массой не более 400 кг… предназначенное для эксплуатации на дорогах общего пользования». То есть налицо явное несоответствие по мощности: для полноценных квадроциклов 20-25 л. с. - нижняя планка, слабее только детские. Кроме того, они не предназначены для езды по дорогам общего пользования, поэтому есть большая разница в получении водительских прав. Но это отдельная тема.
Не верите Википедии? Поверьте Государственному стандарту РФ. Вышеприведенная цитата из «Вики» скопирована автором с ГОСТ Р 51815-2001.
Четвертый член в благородном семействе?
Строго говоря, в понятие «квадрицикл» идеально укладывается советская «инвалидка» С-3АМ образца 1958 года, та, что засветилась в комедии «Операция Ы»: мощность двигателя 18 л. с., скорость 60 км/ч, масса 400 кг.
Как же тогда обозвать те мощные четырехколесные мотовездеходы, что рассекают по грязи охотничьих угодий и рыбацких пойм?
А называются они «сайд бай сайд» (англ. Sid by side - «бок о бок»). Но и здесь всплывает недоразумение: в европейской интерпретации таки квадроциклы зовутся side-x-side, что трудно поддается объяснению. Чтобы не путаться, мотовездеходы с автомобильной компоновкой удобнее называть иностранной аббревиатурой UTV (Utility Task Vehicle, в вульгарном переводе «полезная машинка») в противовес обозначению классического квадроцикла – ATV (All Terrain Vehicle - «вседорожник»). Хотя и название UTV выглядит двусмысленно: можно спутать с квадроциклом утилитарного класса.
Некоторые модели UTV последних поколений оборудованы не двумя, а четырьмя креслами в два ряда плюс кузов, который даже бывает самосвального типа. Правда, из-за длинной базы, несоответствующей клиренсу, такая техника имеет относительно низкие вездеходные качества и довольно неповоротлива. Однорядные модели (водитель плюс пассажир) по проходимости мало уступают ATV, к тому же более комфортны.
Итак, подводим итоги. Мотовездеход с автомобильной компоновкой мощностью свыше 20 л. с. не является квадрициклом. Это UTV (он же «сайд бай сайд» или side-x-side).
По большому счету, большую тройку квадроциклов «утилитарные», «туристические» и «спортивные» давно пора пополнить четвертым членом, то есть классом. Пройти обучение на квадроцикл в Учебном Центре АВД.