Мало найдется фильмов-сказок, которые пересматривают снова и снова люди разных возрастов и разных национальностей. «Золушка» - такая. И все благодаря исполнительнице главной роли Янине Жеймо.
Жеймо подарила нам новую Золушку: добрую, простодушную, во многом наивную. Но она убеждает нас: правда на ее стороне, и Добро непременно победит Зло. Так случилось и в жизни актрисы.
У нее была Мечта
Янина Болеславовна Жеймо – представительница цирковой династии. Она родилась в 1909 году в польском городе Волковыск (ныне Гродненская область, Беларусь). С трех лет она принимала участие в цирковых номерах. Для всех детей цирк – это праздник, а для Янечки это было тяжелой работой.
По сути, у нее не было детства. Она наблюдала изнанку «праздника»: ежедневные тренировки, тяжелый кропотливый труд, где малейшая неточность могла стоить жизни. На ее глазах ее дядя, воздушный гимнаст, сорвался с трапеции и получил тяжелое увечье, но самым страшным было то, что он не мог больше выступать со своим номером – для циркового артиста это был приговор, ведь никакой другой профессией эти люди не владели.
Янине было 14 лет, когда умер ее отец. Их номер развалился, а мать осталась с четырьмя дочерьми, без средств к существованию. И тогда они поставили новый номер, выучившись играть на ксилофонах. Мужской помощи не было, и девушки сами носили оборудование для номера. Чтобы удержать тяжелый инструмент, Янина носила его на голове.
Вероятно, из-за этого она перестала расти – ее рост так и остался детским, всего 148 см. Многие люди маленького роста с детства умеют постоять за себя, а то и наносят удар первыми. Но Яничка росла не такой. Она была открытым миру, добродушным ребенком. Может, улыбалась поменьше, чем другие дети.
В цирке Яни овладела множеством профессий: она была наездницей, балериной, акробаткой. Но все это было «не то». У нее была мечта! Услышав, что в Ленинграде открылась Фабрика эксцентрического киноактера (ФЭКС), Янечка решила поступить туда на актерское отделение. Ее мать была категорически против: она считала, что Яни заслужила себе имя в цирковой среде, а актерского мастерства у нее нет.
Даже угрозы матери оставить дочь без копейки денег не остановили мужественную Янину: она поступила в ФЭКС, а на занятия ходила много километров пешком, ни разу не опоздав к началу уроков. Ей сразу дали эпизодическую роль мальчишки в короткометражном фильме «Мишки против Юденича» (1925), на съемках которого она познакомилась с актером Андреем Костричкиным. Андрей был старшее ее на восемь лет и почти на две головы выше. Ей казалось, что это была любовь с первого взгляда. Она вышла замуж и родила дочь, которую назвали в честь мамы Яниной. Но студенческий брак быстро распался.
Любовь и предательство
Природа одарила Жеймо неординарной внешностью: невысоким ростом, круглым лицом с огромными лучистыми глазами, точеной фигурой девочки-подростка, которая сохранилась такой на долгих тридцать лет. Но главное – у Янины Жеймо была чистая душа, золотое сердце и огромное желание нести в мир добро.
Все это сложилось в ее амплуа травести – в кино, а позже и в театре Жеймо играла девочек и мальчиков. И ее не смущало, что ее роли звучали как Леночка, Кика, а то и Фроська, Гулька, Танька, Манька. Конечно, конкурентов у нее было хоть отбавляй.
Актриса Елена Егорова писала: «Ни одна даже самая искусная травести не сможет выдержать на экране соревнования с обыкновенными мальчиком и девочкой”, но тут же замечала: “За исключением, пожалуй, такого феномена, каким в свое время была Янина Жеймо».
Жеймо и правда была феноменом, в период с 1925 по 1941 год она сыграла в 23 фильмах. Одной из самых ярких, гениальных работ Жеймо была роль девочки Оли в фильме «Доктор Калюжный» (1941).
Никто другой не показал бы с такой искренностью мир слепой девушки, которой доктор вдруг возвращает зрение. Сама сцена прозрения передана Яниной так правдоподобно и трогательно, что вызывает у зрителей слезы. «Мы проглядели русскую Джульетту Мазину» скажут позже руководители ФЭКС Григорий Козинцев и Леонид Тауберг.
За исполнение роли Аси в фильме «Подруги» (1935) и роли Наташи в фильме «Враги» (1938) Янина Жеймо в 1939 году была удостоена ордена «Знак Почета» - это была первая и последняя в ее жизни награда. Между тем, несмотря на орден и приглашения сниматься, Янина так и не завоевала прощение матери. «Первая сзади», - презрительно отзывалась о ней мать.
От такой родительской нелюбви Янина сильно страдала: сама она любила всех, кто ее окружал, всегда старалась придти на помощь. С сестрами у Янечки были самые теплые отношения. Так, ради одной из них, Эли, Янина отказалась уехать из блокадного Ленинграда. Янина тогда уже была замужем за кинорежиссером Иосифом Хейфицем, у них был сын Юлик.
Хейфиц вместе с Юликом и Яниной-младшей покинули осаждаемый город и направились в Ташкент, а Янина ехать отказалась. Она осталась ухаживать за Элей, которая была тяжело больна. Жеймо старалась помочь, чем могла: она выступала с концертами в госпиталях, парках, скверах, а по ночам дежурила на крыше, гасила «зажигалки». Лишь в конце 1942 года Янина наконец смогла выехать в Ташкент - туда после переезда нескольких киностудий переместилось кинопроизводство.
К счастью, Золушка не знала, что такое разбитое сердце, а вот Янине Жеймо пришлось пережить самое гнусное предательство.
По дороге в Ташкент в ее поезд попала бомба, и по городу прокатился слух: погибла Янина Жеймо. Но сама Янина выжила. Истощенная, без сменной одежды и документов она пыталась прорваться к родным. На дорогу до Ташкента у нее ушел месяц и четыре дня. Яни и подумать не могла, что воссоединение с семьей обернется для нее трагедией: вернувшись домой, она застала Хейфица с другой женщиной.
Такого удара Янина перенести не могла. Она сама была добрым, преданным и отзывчивым человечком, и вероятности, что другие могут вонзить нож в ее сердце, не допускала никогда. Слишком быстро ее муж забыл клятвы и обещания, которые бросал к ее ногам. С ним она когда-то поверила, что и в ее жизни может случиться сказка.
«Ведь это очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь, - говорила Золушка. – Ведь так и заболеть можно.» Янина в самом деле тяжело заболела, жить больше не хотелось. Но видимо, в жизни у Янины Жеймо, как и у ее героини, была Фея, которая сжалилась над несчастной страдалицей и послала ей Принца. Этим Принцем был польский режиссер Леонид Жано. Он буквально вынянчил Янину, умирающую от болезни и обиды, чтобы потом до последних ее дней с ней не расставаться.
Королевский бал
Война закончилась. Страна лежала в руинах, а ее горло все еще сжимала рука сталинского террора. Женщины оплакивали своих павших мужей, братьев и сыновей, пытались построить жизнь заново, но для этого не хватало ни сил, ни средств. Все были истощены и озлоблены. И в это время на экраны вышел фильм-сказка «Золушка» (1947) с Яниной Жеймо в главной роли. А получила она ее так.
В коридоре Ленфильма режиссер Надежда Кошеверова вдруг чуть не запнулась о сидящую в полутьме Янину Жеймо. Лицо Янечки было таким отчаянно-грустным, что у Кашеверовой возникла мысль: «Надо срочно что-то для Янечки сделать». И она позвонила Евгению Шварцу, большому поклоннику Жеймо. Тот чуть ли не за одну ночь написал сценарий «Золушки».
По обязательному советскому укладу устроили смотр, но ни одна шестнадцатилетняя девушка не смогла конкурировать с Жеймо, полной одухотворенности и какого-то необъяснимого внутреннего света. А ведь ей на тот момент было 37 лет! Весь реквизит для сцен бала работники киностудии приносили из дома: кто что нашел более-менее «дворцовое». Платье шили из обрезков, вот только на туфельки пришлось потратиться и шить на заказ: даже в «Детском мире» не нашлось туфелек 31-го размера.
Фильм имел оглушительный, ошеломляющий успех. Уставшие от голода и нищеты люди были очарованы этим белокурым ангелом-Жеймо, словно спустившейся с небес на землю. «Золушка» говорила зрителям, что в какой бы тяжелый период они не жили, в жизни всегда есть место душевному теплу, доброте и сказке.
Казалось бы, после такой творческой удачи на Жеймо должны посыпаться роли, как из рога изобилия. Но так не случилось. После «Золушки» она снялась лишь в одном фильме. Кинокартина «Два друга» (1954) стала последней работой актрисы, а ведь ей было всего 45 лет. Янина пробовала себя в дублировании зарубежных фильмов и мультиков, но поняла, что это не ее.
В 1957 году Янина с мужем уехала в Польшу, в Варшаву. Там она прожила последние тридцать лет своей пятой жизни, о которых известно немного.
Несмотря на большой режиссерский успех, Леонид Жано так и не смог уговорить супругу сняться ни в одном из своих фильмов. Ее роман с кинематографом был завершен навсегда. Янина жила замкнуто в своей квартирке, а если выходила на улицу, то обязательно надевала темные очки. Она за полгода выучила польский язык, но так и не привыкла к Польше. Будучи полячкой по происхождению, Жеймо была русской актрисой, и ее беспрестанно тянуло на Родину – в Москву, Ленинград. В 1987 году ее не стало. Ее Принц выполнил последнее желание своей Золушки: похоронил ее прах на Востряковском кладбище в Москве.
Своим гениальным исполнением Золушки и своей жизнью Янина Жеймо показала нам: у человека в жизни должна быть мечта. И как говорил сказочный король, «когда-нибудь спросят: а что вы, собственно говоря, можете предъявить? И никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу - большой и сердце - справедливым».