Это продолжение рассказа про путешествие в Баварию на рождественские ярмарки (маршрут и бюджет тут).
Мы успели вовремя. Под Ратушей – сцена, рядом – разновозрастная толпа. И одиночки, и мамы с колясками, и пожилые парочки и хипстеры, украдкой дымящие вейпами. Гости из Японии. Других туристов невидно.
На улице простое ленточное ограждение. Машина скорой помощи и полиции. Людей пришло, как мне кажется, тысячи три. Больше на этой узкой улице просто не поместилось бы.
Приглядываюсь – напротив сцены в темноте рождественские киоски и елка. Огней нет. Подсвечивается только сцена. Первым на нее выходит певец с рождественским репертуаром на разных языках.
Потом коротко выступает глава города. За руку он держит маленькую девочку-ангела.
Есть такая традиция на баварских ярмарках: обязательно заранее выбирать умницу-красавицу – девушку или ребенка, которую называют ангелом Рождества.
Правда, эта девочка так ничего присутствующей толпе и не сказала. В Нюрнберге было по-другому. Скоро расскажу.
Потом с балкона звучит труба. Это трубит ангел. Свет выхватывает еще одного – у него лютня, потом третьего - с клавесином.
Все торжественно, но неприторно. Толпа молчит. Потом по одному освещаются все окна Ратуши. В каждом ангел.
Эта незамысловатая церемония повторяется из века в век. Наконец зажигается елка и вся ярмарочная иллюминация. Старт дан!
Вся толпа устремляется к киоскам с сосисками. Это похоже на какой-то сакральный ритуал: съесть, наконец, свою первую в этом году рождественскую сосиску!
Люди вежливы, не толкаются, хотя локтями все работают, чтобы пробраться поближе к прилавку. Таких веселых и сосискоориентированных баварцев я видела только тут. И счастлива та куртка, которая к концу гуляний останется неполитой соусом!
Мы гуляем по ярмарке. Она – для своих. А своим – зачем готовое, им интересно собственное сделать. Тут продается много «запчастей» для творчества.
Есть все для вертепа – от волхвов и овечек до поленьев в костер. Котелок над огнем можно заставить дымиться, а огонь гореть – рядом в киоске любая мелкая электроника, какой только не пожелаешь.
Стенд елочных игрушек из бисера и стекляруса – хочешь, купи готовую, а хочешь – в полтора раза дешевле – только детали к ней, а собирай сам.
Тут шумно, кто-то пришел компанией, кто-то случайно увидел знакомого, кто-то обознался, но пока это понял – кричал на весь базар.
Из съедобного – жареные орешки от 3,5 евро (дешевле, чем в других городах), снежки (нечто среднее между печением, пряником и хворостом, круглое, полое и неособо сладкое) и аугсбургский рождественский хлеб – из чернослива и инжира.
Есть драники, тушеная капуста, солянка. За посуду и приборы - залог, порция – 4-5 евро. На питье – разный глинтвейн, потом еще что-то вкусное желтое со сливками, и не только в кружках, но и в бокалах.
Наш фаворит – яблочный пунш с корицей по 3-4 евро за кружку, еще 3 евро - залог.
В маленьком домике – почта. Старенький почтарь сам приклеил марку к нашей открытке домой, поставил специальную рождественскую печать и любовно упаковал в целлофан нашу открытку. Чтоб не помялась до России. Не помялась, за три недели дошла!
Но сколько можно ходить. Надо вступить в битву за сосиску и нам. В день открытия толпа не убывает, в сражение вступают все новые силы баварцев.
Оказавшись ближе к прилавку понимаем, что нам придется делать выбор из полутора десятков вариантов. Красную аугсбургскую, босну с соусом или традиционную ½ метра? Тут надо хватать быстро!
Взяли самую большую, с малюсенькой булочкой. Фото не будет.
На следующий день в Аугсбурге мы сходили в самое старое социальное жилье – ему 500 лет, и оно до сих пор функционирует, в тысячелетний собор и в золотой зал Ратуши.
Александра Кудрявцева/ ДОРОГАМИ РАДОСТИ
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить очерк о 500-летнем социальном жилье и другие публикации!
P.S. В этом году рождественская ярмарка в Аугсбурге открылась 25.11, последний день работы - 24.12. Но на будущий год все еще можно запланировать! Чтобы уточнить сроки, вот сайт ярмарки.