Продолжаем изучать главную книгу даосизма "Дао Дэ Цзинь" Лао-цзы. Изучаем с позиции бытовой философии.
§7 " Небо и земля вечны. Причина того, что небо и земля вечны, заключается в том, что они порождают сами себя. Вот почему они вечны. Поэтому мудрец, становясь позади всех, оказывается впереди всех, пренебрегает собой и потому сберегает себя. Разве этим он не преследует личных целей? Поэтому он и может достичь их.", - Лао-цзы в переводе А.А. Маслова
Напоминаю, "Дао Дэ Цзинь" имеет весьма глубокие корни. Например, этот трактат содержит в себе следы влияния шаманизма, а это наиболее архаичный тип религий . Обратите внимание, тезис о порождении друг друга небом и землей диалектичен. Он мог родиться исключительно из внешнего наблюдения линии горизонта.
Только в этом случае небо переходит в землю, а земля в небо. Только в этом случае они порождают сами себя. Скорее всего, это наиболее архаичный образ для человечества. Образ, который первым создает понятие противоположностей.
Если земля порождает небо, а небо порождает землю, значит такой механизм прекрасен и совершенен. Ведь нет более значимых природных процессов для древнего человека?
Вторая часть высказывания становится частным случаем применения первого (объясняющего) диалектического образа о переходе одного в другое:
"Становясь позади всех, оказывается впереди всех";
"Пренебрегает собой и потому сберегает себя".
Второе высказывание указывает, что речь идет о драке или битве. Немного напрашивается христианское: "Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи". Но в нашем случае мудрец лишь достигнет своих целей.
Статья седьмая из цикла по трактату "Дао Дэ Цзинь" Лао-цзы.
Предыдущая статья: "Лао-цзы (даосизм) о сокровенной самке и корне неба и земли"
Помочь каналу - репост в соц.сетях.
Поблагодарить - 👍, подписаться.