Создание сказок и фантастических фильмов, всегда подразумевает замысловатые костюмы и яркие спецэффекты. Как справлялись с этим советские режиссёры, когда отсутствовала компьютерная графика? Всё сводилось к инженерной смекалке и кропотливой работе съёмочной группы. И результаты, порой они даже превосходили голливудские.
Человек-амфибия
1. Для реалистичных съёмок были сооружены специальные рельсы под водой. Техника тех времён не было подготовлена для работы в воде, её прятали в специальные боксы. Но всегда существовал риск короткого замыкания в воде, об этом старались не думать.
2. Съёмки под водой всегда проводились под контролем профессиональных подводников. Первоначально, режиссёр хотел пригласить Жак ив Кусто, но на это не выделили денег.
3. Почти все водоросли, попавшие в кадр, были изготовлены из поролона, его окрашивали в нужные цвета и крепили к подводным камням.
4. Анастасии Вертинской для съёмок приходилось тонуть по-настоящему. Для этого она делала полный выдох и спускалась на дно. Поэтому рядом всегда дежурили аквалангисты с кислородными баллонами.
5. Костюм для главного героя делали из обычной киноплёнки. Для этого плёнку резали на мелкие кусочки, окрашивали и крепили к костюму их ткани.
6. Чтобы в объектив попадала рыба, операторы изготовили большие стеклянные ёмкости, внутри которых находилась камера. При погружении в воду, ёмкость заполняли рыбой, так достигался эффект присутствия живности.
Старик Хоттабыч
1. Сцены с ковром-самолётом снимались на стройке гостиницы «Пекин». Некоторые кадры были засняты с помощью крепления ковра перед огромным проекционным экраном, на котором прокручивали подготовленный фон. Чтобы показать облака, приходилось пускать дым, от чего слезились глаза.
2. Волшебные ворота, которые могли пропускать мячи, были изготовлены из резины. А чтобы конструкция могла передвигаться, её установили на специальные рельсы, скрытые под травой. При необходимости, рабочие просто тянули конструкцию в нужную сторону.
3. Кадры с летящими мячами на футболистов были настоящими, без дополнений. Но, зритель увидел обратную прокрутку плёнки, что и дало возможность сделать такой интересный эффект.
4. Многие зрители удивлялись, как можно было запустить целый караван животных по столице. Но караван на самом деле шёл по улице в Сочи, а вот московские улицы снимали на специальные камеры, чтобы впоследствии комбинировать плёнку.
Гостья из будущего
1. Летающие машины будущего обошлись довольно дорого. В Литве на заказ изготовили пять таких флипов, на сумму в 25 тысяч рублей. Чтобы герои перемещались в больших флипах реалистично, понадобились грузовые автомобили со специальной платформой. Помимо реалистичных моделей изготовили несколько маленьких макетов, их часто использовали для съёмок на втором плане, подвешивая машинки на леску.
2. Эффектное перемещение во времени главного героя Коли, пришлось воспроизводить почти месяц. Сцена была крайне необычной для того времени, поэтому понравилась даже зрителям на Западе. Для начала оптические иллюзии создавались в лаборатории, где проходили съёмки. Впоследствии кадры собирали вручную, это был очень кропотливый труд.
3. Комната, где находилась машина времени, выглядела словно операционная. Яркой белизны добились благодаря обоям и подсветке, но декораторы долгое время не знали, как оформить пульт. В итоге было решено использовать обычный кубик Рубик.
4. Убийство робота Вертера выглядело крайне реалистичным. Актёр Евгений Герасимов задействовал металлические пластины с пиротехникой. Каждый раз при выстреле пиратов, он активировал запал для небольшого взрыва.
5. Здание Института времени на самом деле было маленьким макетом высотой полметра. Когда снимали Колю, макет подвешивали на переднем плане с помощью лески, поэтому здание казалось огромным. Для внутренних съёмок построили небольшую декорацию, из-за этого пришлось использовать лабиринты вместо длинного коридора. Подсветка осуществлялась с помощью очень редких матовых коробов.
Вий
1. Летающую ведьму снимали с помощью шеста, который выглядел как метла. На шесте было сиденье для удобства актёра.
2. Чтобы создать кадры с Панночкой, использовалось три гроба. Два из них были реальных размеров, а один — маленький, его использовали для некоторых сцен полётов. Другой экземпляр был обычным, в нём лежала умершая героиня. А вот третий вариант был весьма интересным, конструкция крепилась к потолку, внутри стоял большой металлический штырь, к которому крепили актрису при помощи пояса. Благодаря белому балахону, такое крепление было совершенно незаметным.
3. Костюмы упырей и Вия были крайне тяжёлыми, ведь их специально пропитывали смолой и краской. Чтобы глаза Вия светились в темноте, декораторы использовали стекло со светоотражающей поверхностью. Играли роль нечисти только профессиональные спортсмены и артисты цирка, потому что обычные люди просто не справлялись с такими сложными костюмами.
4. Чтобы Панночка выглядела ещё более устрашающей, воспользовались вибрирующей панелью, именно она создавала сцену со злобной тряской.
5. Для съёмок страшных теней задействовали чёрных кошек. Для устрашения на головы кошек одевали специальные шапочки, на которых были маленькие рожки. Кошки прыгали, а операторам оставалось только снимать тени.