Автор
Всемирный день психического здоровья 2015 года, отмечаемого в мире ежегодно 10 октября, войдет в историю российской психиатрии, психологии и образования как некая поворотная веха. Действительно, в этой дате сплелись два события, два момента, подготовка к которым занимала, целую четверть века. Наконец-то свершилось. Главный психиатр России заявил, что страна, где он является главным специалистом – «страна дураков». В то же время авторы учебника Никитин А.Ф. и Никитина Т. И. «Обществознание» за 8 класс (изд-во «Дрофа», 2014) одним росчерком пера (или ударом по клавиатуре компьютера) лишили всех прав этих самых «дезадаптантов», утверждая, что «люди с психическими отклонениями не способны к учебе, труду и вообще не являются личностями и лишены «человеческой сущности». Хотя это вопрос может решать только суд, а не авторы учебника для школы.
Почему же эти два события слились в одной дате? А началось это все с элементарной лингвистической ошибки на гребне штормовой волны «демократических преобразований» в стране.
Изучение любой науки – это, прежде всего, овладение системой понятий, теорий и методов этой науки. Отсюда и возникает необходимость определения и расшифровки основных понятий, употребляемых специалистами. Научные понятия не возникают произвольно и не входят в научный лексикон по желанию автора, они подчинены определенным закономерностям и формулируются именно в тот период развития науки и практики, когда в них появляется насущная необходимость.
Интегративные процессы в российском образовании в конце XX начале XXI столетия, искусственная смена парадигмы развития и директивный запрет на употребление ряда специальных терминов, привели к необходимости новых теоретических проработок, сопоставлений и обобщений в терминологии специальной педагогики и специальной психологии. В один миг, на гребне штормовой волны «демократических перемен» из научного лексикона были изъяты понятия «аномалия», «аномальный ребенок», «дефект». Была упразднена целая научная дисциплина «дефектология», а бывший НИИ дефектологии АПН СССР вмиг переименовали в исправительный НИИ коррекционной педагогики РАО.
Новоторцева Н. В. отмечает: «Происходящие сегодня изменения в системе образования России заметно повлияли на терминологию специальной педагогики и поставили на повестку дня как один из важнейших вопросов науки - проблему его совершенствования». В то же время В. И. Лубовский и С. М. Валявко предостерегают от форсирования этого процесса: «Каждая научная область и соответствующее ей практическое применение данных этой науки в основе своей имеют исторически сложившуюся систему понятий, выраженных определенными терминами. Эта система, будучи относительно устойчивой, отражает развитие науки и поэтому не является застывшей, абсолютно незыблемой. Она пополняется новыми понятиями и терминами по мере открытия новых фактов и выявления ранее неизвестных закономерностей. Некоторые понятия и соответствующие термины «уходят», их заменяют другие. Но это никогда не происходит «одномоментно» или в директивном порядке. Некоторые термины десятилетиями завоевывают свое право на существование, проходя этап дискуссий и даже экспериментальных проверок».
Кто-то задумывался над этим, а кто-то и нет. С легкой руки кандидата педагогических наук Г.Ф. Кумариной в лексикон науки педагогики, а после и медицины с психологией вошел термин «дезадаптация». Ее активно поддерживает кандидат психологических наук М.М. Семаго.
Понятно, что в педагогических вузах не изучают ни древнегреческий, ни латынь (почему медики этого не заметили – вопрос отдельный), но в изобретении новых терминов таких специалистов хлебом не корми.
ДИЗ— см.: Дис-.
ДИС- (лат. dis раз…, не... - приставка, означающая «затруднение», «отклонение от нормы», «нарушение функции»).
А вот «Дез-, дезо-» несколько иное. Просто надо вспомнить два термина с этой приставкой: «дезодорант» и «дезинфекция», чтобы понять, что «дез- / дезо-» обозначают уничтожение.
То есть, вполне официально через циркуляры Министерства образования и науки в России стала насаждаться система мер по уничтожению адаптации учащихся к школе, взрослых к социуму.
Прошло около четверти века, и главный психиатр заявил, что «70% школьников России имеют психические расстройства и аномалии развития». Это заявление сразу было процитировано «Психологической газетой». Мне трудно предположить мотивации этого сброса, но почему нет комментариев?
О том, что это безграмотно не только медицински, психологически, но и противоречит вообще здравому смыслу, наверное, писать не стоит. Каковым бы ни был социальный строй, каковы бы ни были социальные условия, но количество психически больных в любом обществе остается фактически стабильным. Это 12-12,5 процентов от населения. Иначе просто государство не может существовать. Внутри этой статистической закономерности могут быть подвижки, связанные с изолированностью населения, традициями брака и т.п., но цифра остается стабильной. Как, впрочем, и на противоположном полюсе – процент выпадающих из нормального распределения по критерию «+». Да, они тоже при определенных условиях «дизадаптанты», но не кандидаты в «дезадаптанты», т.е. на уничтожение.
Остался всего один шаг. Директива, приказ, указ об уничтожении «дезадаптантов».
Да, я несколько сгущаю краски, но, коллеги, об этом предупреждали специалисты еще при утверждении столь безграмотного термина.
С дефектологией удачно покончили. В системе образования ввели инклюзивное образование, выгнали, где полностью на улицу, где пока лишь частично педагогов-дефектологов, учителей-логопедов. И как-то под сурдинку вновь вернули термин «аномальный». Хороший финт ушами, что ни говори.
В медицине и специальной педагогике существует такое определение как «гипердиагностика». Иногда навешивание ярлыков происходит по причине низкой квалификации специалиста, иногда (и чаще) по соображениям показать свою «классность». Наставит специалист несуществующих диагнозов, а потом через год-полтора все их снимет. Проверить трудно. Тем и пользуются отдельные работники сферы здравоохранения. Как и претендующие на лавры сурдопедагоги и другие педагоги-дефектологи.
Вероятно, прежде чем заявлять о процентах, как об истине в последней инстанции, надо бы было дать расшифровку. Требуется всего лишь указать тот набор нозологических состояний, что причислены главным психиатром России к так называемым «аномалиям». Пока же этого не сделано.
Автор
Чупров Леонид Федорович
кандидат психологических наук, главный редактор и учредитель, научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири», ЭНЖ «PEM: Psychology. Educology. Medicine» (Черногорск)
Черногорск