Найти тему
История Всего

Бухенвальд для меня был как отпуск! Воспоминания нацистки из концлагеря

Горячие ванны, трехразовое питание, насыщенная развлекательная программа и никаких забот о завтрашнем дне. Если верить секретарю Геббельса Брюнхильде Помсель, нацисты, заключенные в лагеря смерти после войны, вели довольно хорошую жизнь. Особенно по сравнению с предыдущими «квартирантами» фабрик смерти.

После войны освобожденные лагеря ни в коем случае не были пусты. Народный комиссар внутренних дел Лаврентий Берия решил, что, поскольку Германия уже подготовила соответствующую инфраструктуру, было бы грехом ее не использовать. По его приказу в августе 1945 года в бывшем концентрационном лагере Бухенвальд был создан специальный советский лагерь № 2.

Брюнхильда Помсель
Брюнхильда Помсель

В основном там находились нацисты - как военные преступники, так и пассивные участники ужаса, подготовленного Гитлером для Европы. Заключенные в Бухенвальде были почти полностью изолированы от внешнего мира. Многие не вернулись к нему - они умерли от истощения, болезней и недоедания.

Счастье в несчастье

Однако из воспоминаний Брюнхильде Помсель, которая рассказывает о своей жизни и карьере в Третьем рейхе на страницах книги "Немецкая жизнь. Я была секретарем Геббельса " появляется совершенно иная картина повседневной жизни интернированных нацистов. Она признает, что она была в плену... но хорошо проводила время.

Конечно, принудительное пребывание в изоляции, сначала в Бухенвальде, затем в Заксенхаузене и на советском заводе в Восточном Берлине, не было особенно привлекательным для Брюнхильды. Она хотела бы вовремя сбежать из министерства пропаганды. Однако она призналась, что ей повезло в несчастье. В итоге она оказалась в гораздо более выгодной ситуации, чем узники лагеря и даже ее свободные соотечественники!

В отличие от немцев, которые избегали интернирования, ей не приходилось беспокоиться о безработице, которая была широко распространена в то время. Она проводила время, разговаривая с другими женщинами-заключенными. Все они прекрасно понимали, что у них не было много причин жаловаться. Тюремная столовая давала трехразовое питание, а из крана в ванне текла горячая вода. И хотя условия, возможно, были не роскошными, по сравнению с тем, как выглядела жизнь всего несколько месяцев назад, заключенные были в комфортных условиях. В книге "Немецкая жизнь. Я была секретарем Геббельса ". Помсель говорит:

крючок № 47 был моим. Когда я принимала душ, мою одежду чистили и вешали под тем же номером в другой комнате, где всегда было тепло. Потом мне стало плохо, когда я представила, что в одном и том же месте где нам всегда было тепло и приятно, те же устройства использовались для убийства евреев.

Интересно, что в лагере она понятия не имела, что на самом деле произошло во время войны. Она узнала об истинных размерах и характере преступления нацистов только после того, как ее освободили из плена.

-2

«У меня были приятные моменты»

Тем временем в Бухенвальде она жила в блаженном невединии и охотно предаваясь играм, которые слегка окрашивали монотонную повседневную жизнь. Нацисты устроили здесь настоящий театр со сценой и оркестра. После захвата объекта русские привели его в порядок и возобновили его деятельность. Как вспоминает Брюнхильда: «Они взяли у людей скрипки и флейты, привели их в лагерь и собрали замечательный оркестр». Она даже сыграла главную роль в пьессе «Образцовый студент», написанном одним из заключенных.

Специальные тюрьмы, созданные на территории бывшего Третьего рейха и освобожденной Польши, стали в 1945 году «домом» для сотен тысяч немцев, по-разному вовлеченных в деятельность нацистской машины террора. Не все удалось, выйти на свободу. Сколько интернированных нацистов - по мнению многих вполне заслуженных - погибло в лагерях, которые они построили несколькими годами ранее? Сложно сказать. Брюнхильде Помсель, однако, повезло, что она не стала одной из них. Она умерла только спустя десятилетия в доме престарелых в возрасте 106 лет.