Лето
2018 год
Россия
Режиссер — Кирилл Серебренников
В главных ролях: Тео Ю, Рома Зверь, Ирина Старшенбаум, Филипп Авдеев, Евгений Серзин, Александр Горчилин, Василий Михайлов, Александр Кузнецов, Никита Ефремов, Герман Осипов и другие.
Ленинградские подворотни 80-х. Паренёк внешне похожий на Виктора Цоя, знакомится с непохожим на себя Майком Науменко. Майк сквозь стекла авиаторов, рассматривает нового приятеля и после первой же песни проникается его талантом. Ты только в своего "Бездельника" добавь: «о-о, мама, мама, я бездельник, у-у....» Виктор внемлет рекомендациям авторитетного наставника, а между будущей и состоявшейся легендой тем временем незримо прорастает дружба. Уже следующими кадрами мы видим на экране ночные пляски вокруг костра и купания голышом. Крещение водой и огнём. Виктор, немного посомневавшись, всё же раздевается и прыгает в воду. Обряд посвящения состоялся. Добро пожаловать в Рок - клуб. С метафорами, кстати, у Серебренникова всегда полный порядок.
Не знаю кого там повычеркивали по лучезарным просьбам, но все личности узнаваемы под новыми именами. Панов, называется Панком. Кстати, один из самых ярких персонажей. Саша Горчилин, невероятно талантливый паренёк. Умиротворённо - тискающего котов Борис Борисовича играет чудесный Никита Ефремов. Алексей Рыбин у Серебренникова зовётся Леонидом. Его роль картонно исполнил Филипп Авдеев. Троицкого играет Ходорченков. В кадры фильма попадает даже Лия Ахеджакова, вещающая в камеру: "Прошла весна, настало лето, спасибо партии за это". По мне так фильм и вытянули именно актёры второго плана. Впрочем, есть ли в таких лентах второстепенные персонажи.
Сквозь повествование красной нитью проходят три линии. Творчество, любовь и сопротивление несвободному времени. Каждая из линий гасит и сглаживает параллельную.
Начну с сентиментального. Любовная линия на самом деле преподнесена очень трогательно. Признаться, в своё время, в книге Житинского я не придала особого значения Наташиной наивной исповеди. И уж точно представить не могла, что эти приукрашенные воспоминания станут одной из сюжетных параллелей новоиспеченного фильма. Как же не идеализировать Майка после этого. Прекрасный, благородный гений. Что тут скажешь, лидер «Зоопарка» прав, избавляйтесь от песен в голове. Незакрытые гештальты штука неприятная. Хотя, с самим воплощением Майка получилось весьма скверно. На протяжении всего фильма заставляла себя развидеть Рому Зверя, но какие бы философские мысли не озвучивались горе - актёром, уверовать в достоверность Науменко не получилось. И песни. Нельзя так с песнями «Зоопарка». Ужас.
С Виктором тоже вышло паршиво. Не понимаю, зачем понадобилось его превращать в покорного ПТУшника. Нашли кого посылать за компотом. Конечно лучше всего Цоя сыграл он сам у Соловьёва, а персонаж Тео Ю не худшая из его молчаливо -отстраненных подделок. И можно даже сделать скидку на то, что корейский актёр имел лишь поверхностное представление о лидере «Кино», плюс ко всему Тео не говорит по-русски. Но, проблематика тут в самом обезличивании персонажа по сценарию. Это недоработка создателей. Этот Цой не сотворил бы «Безъядерную зону». Он скорее мёртв, чем жив. Этот Цой бесцветен и согласен на вторые роли.
Второй линией Серебренников заостряет внимание на абсурдности и трудностях позднесовестского времени. Иронично критикует набитые под завязку идеологическим мусором головы граждан или демонстрирует нетерпимость к творчеству и образу жизни рок - музыкантов. Очень показателен момент с организацией первого выступления «Гарина и Гиперболоидов», когда ребятам приходилось придумывать о чём их тексты.
С творчеством в фильме всё задалось. Ребята действительно им живут. Они его вдыхают и его же выдыхают. Благодаря вставкам с песнями западных кумиров, фильм несколько напоминает мюзикл. Но это сделано настолько нестандартно, что только украшает картину. Цветовое решение оказалось не таким уж скучным. Плоское и прилизанное ч/б оформление разбавили анимированными вставками и дополнили цветными кадрами. Порадовала задумка с переведёнными Майком культовыми песнями в экранных сносках. Цепляюще. Проявляющиеся тексты из «Пассажира» Игги, девушки на лестничных пролётах исполняющие Лу Рида. Шикарно. Talking Heads, Игги Поп, Blondie, T.Rex, лишь часть из присутствующих кумиров, вдохновляющих Ленинградский андеграунд того времени. Прогулки по крышам с БГ. Прокуренные студии звукозаписи, кухонные разговоры и вертящиеся в парах портвейна пластинки.
Не берусь судить о достоверности отдельных событий и атрибутике. Я бережно отношусь к мнению уже высказавшихся и ныне здравствующих уважаемых очевидцев. Если они запомнили эпоху и антураж иными, значит им стоит довериться. К тому же, для сомневающихся, в фильме предусмотрен специальный персонаж - Скептик (Александр Кузнецов). Вот он как раз для того в фильме и присутствует, чтобы формально отделить реалии от режиссёрского вымысла. Скептик периодически комментирует и критикует происходящее на экране, или появляется в кадре, держа в руках табличку с надписью: «Такого на самом деле не было!»
От себя подведу итог: Я ожидала худшего. На самом деле "Лето" вышло неоднозначным. Местами трогательным, музыкальным и безбашенным, местами возмутительно карикатурным, утрированным и рафинированным. Больше всего разочаровал поверхностный подход к личностям главных героев. Проработке характеров и деталей не уделили должное внимание, а они первостепенны. Но, некоторые эпизоды вышли проникновенными и оставляющими ссадины.
Вам понравилось? Узнайте больше о кино. Пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!