Продолжение рассказа о том, что в Ливии российские наемники помогают одной из группировок в борьбе за власть - и о том, что обосноваться в Ливии было давней мечтой Москвы.
Еще в 1945 году на встрече в Ялте Сталин заявил Черчиллю, что Советский Союз хочет получить базу в Ливии, бывшей итальянской колонии. Эти переговоры держались в секрете, и о них стало известно лишь значительно позже.
Ливия была тогда занята британскими и французскими войсками, Лондон и Париж не могли ее поделить - и Сталин рассчитывал сыграть на этих противоречиях. Lenta.ru приводила предположения историков, что дело было не только в базах: по их версии, Сталин хотел сделать Ливию частью СССР — создать Ливийскую советскую социалистическую республику.
Подобные советские предложения о передаче Ливии под контроль Москвы позже прозвучали и на Генеральной Ассамблее ООН. Но тогда из этого ничего не получилось. В ООН высказались за предоставление независимости Ливии, а на переходный период страну отдали под контроль Британии.
И вот сейчас, возможно, старые планы оживают вновь. Мятежный полевой командир Хафтар приглашает в Ливию российские войска, и в западных СМИ появились сообщения, что Хафтар тайно договаривается с Москвой о создании в Ливии российских баз.
Но это может привести к резкому обострению отношений с Турцией. Эрдоган уже выступает с обвинениями, что политика Москвы может привести к тому, что Ливия будет расколота и превратится "во вторую Сирию". И турецкий президент говорит о готовности послать войска, которые будут отбивать атаки российских сил на Триполи.
А это означает, что мы опять можем увидеть мощную антитурецкую компанию – как это было пару лет назад, когда Москве не понравились действия Эрдогана в Сирии. Как напоминал журнал “Собеседники”, из российских вузов стали отчислять студентов из Турции - а когда в Москве полиция разогнала “Хор Турецкого”, который выступал в переходе метро, в соцсетях стали шутить, что это наверное тоже связано с российско-турецким конфликтом, и полицейских насторожило название хора.
Кстати, сам Михаил Турецкий тогда, на фоне обострения отношений между Москвой и Анкарой, объявил, что задумался о смене названия коллектива и собственной фамилии. “Фамилию жены, может, возьму”, – сказал он “Русской службе новостей”.
Многие фирмы тогда занялись перемеинованиями, отказывались от турецких названий - и это сопровождалось валом шуток в соцсетях:
Тогда дело дошло до самых резких заявлений. Владимир Жириновский, например, объявил, что Турция является для нас “врагом номер один” и даже предложил нанести по ней ядерный удар. Газеты цитировали заявления лидера ЛДПР: “Стамбул уничтожить очень легко: достаточно одну ядерную бомбу в пролив бросить, и его смоет”.
Как пояснял журнал «Сноб», кроме активной гражданской позиции у лидера ЛДПР есть и личные счеты с турками - еще в советские времена студент Жириновский был направлен в Турцию стажером-переводчиком, его там арестовали и выслали “за коммунистическую пропаганду”: сказали, что он дарил туркам значки с портретом Ленина. Правда, сам Жириновский рассказывает, что на самом деле это были значки с Пушкиным.
И вот сейчас все может повториться – воинственные крики Жириновского, запреты на турецкие помидоры и другие товары. Все это может повториться, если в гражданской войне в Сирии Москва и Анкара действительно начнут воевать друг против друга.