3 декабря
План оптимизации Nissan, как и проект очередного электромобиля, все еще находится на стадии "концепции".
Генеральный директор Nissan Макото Утида в понедельник, в свой второй рабочий день, стоя перед двумя автомобилями Nissan, пообещал оздоровить бизнес. Одной из этих машин был винтажный спортивный автомобиль, ознаменовавший успех компании на ранних порах, в 1970-х годах. Второй – компактный электрокроссовер Ariya, который Nissan представила в октябре на автосалоне в Токио и с которым связывает свои надежды.
Nissan одной из первых вышла на рынок электромобилей, в 2010 году представив модель Leaf, но позже уступила инициативу Tesla и другим автопроизводителям. Возвращение технологического доминирования – один из главных элементов плана Утиды.
Но в вопросе сроков инвесторам не стоит обольщаться. Так, производство представленного автомобиля Ariya начнется не ранее 2021 года.
Кроме того, Nissan нуждается в тесном сотрудничестве с партнером по альянсу Renault, который может помочь ей профинансировать новые продукты в непредсказуемой ситуации с продажами. Обнадеживает то, что Ariya будет выпускаться на специализированной платформе для электромобилей, разработанной совместно с французской компанией. Leaf практически ничего не связывает с Zoe, конкурирующей моделью Renault, хотя Leaf очень похожа не нее.
Утида несколько раз уходил от ответов на вопросы насчет неравноценного перекрестного владения акциями у этих двух компаний, что является источником трений в альянсе. Вместо этого он из раза в раз повторял, что от проектов альянса должны выигрывать все стороны. Хотя новая платформа для сборки электромобилей, на которой могут выпускаться машины небольшого и среднего размера, была запущена лишь недавно, она как раз и может стать таким беспроигрышным вариантом. Тем не менее Renault, которая тоже занимается аналогичными преобразованиями у себя в компании, пока не проявила желания собирать на этой платформе какие-либо автомобили.
Утида, как и его предшественник Хирото Саикава, связывает нынешние проблемы Nissan с культурой скидок, необходимой для достижения трудновыполнимых целей по продажам, особенно в США. Например, Leaf прославился как бюджетный бренд, хотя развитие Tesla ясно продемонстрировало наличие спроса на более дорогие электромобили.
Неспособность японской компании выйти на новый уровень по мере развития рынка теперь кажется серьезной ошибкой. Сейчас с помощью Ariya она пытается нагнать других отраслевых игроков. Трендом сезона стали компактные электрокроссоверы. Созданный в том же жанре Mustang "Mach E", представленный Ford в ноябре в Лос-Анджелесе, выиграет благодаря более сильному бренду и оттеснит Ariya в сторону.
Хотя Утида пошел по верному пути, ему предстоит сделать очень многое в условиях быстро меняющегося насыщенного рынка.