Первыми армянскими поселенцами в Москве оказались армянские купцы. Во всяком случае в московских летописях конца XIV века уже упоминается торговый «армянский ряд».
Первое же свидетельство о появлении армян в Москве относится к XIV веку:
«Загорелся посад за городом у Авраама, некоего ерменина...» летопись 1390-го года
О деятельности армян в Москве имеется большое количество источников, согласно которым, основная масса которых это купцы, ремесленники, оружейники, ювелиры, строители, врачи, военные, дьяки, переводчики-толмачи, и даже придворные живописцы. Часть армян оставалась в Москве навсегда, другая уезжала обратно, или переселялась в другие города и страны региона. В результате, оставшиеся армяне образовали к началу XVIII века немногочисленную армянскую общину.
Рядовые русские люди не чувствовали больших различий между православием и армянской церковной традицией, охотно общались и пировали с армянами, допускали их в свои церкви, дружили и вступали с ними в браки. Яркий тому пример следующий текст из канцелярского приказа того времени - «Во время избрания в чин и поставления в епископы включать обязательство ни оставити во всем своем пределе ни единого же от нашей православныя веры. Ко арменом свадьбы творити, и кумовства и братства».
В XVII веке к царю Алексею Михайловичу приехал армянский купец из Исфагана Захарий Саргадов, который от торговой Армянской компании поднес царю в дар роскошный трон работы Богдана Салтанова, украшенный драгоценными камнями. Позже в Москву переехал и сам Салтанов: сохранились росписи армянского художника в храмах древнего Кремля. В Москве у Салтанова были ученики среди русских иконописцев.
В селе Воскресенском (ныне Большая Грузинская улица) раньше жили армяне, и в 1716—1719 годах здесь была построена первая армянская церковь. Увы, небольшое здание её в классическом стиле было снесено в советское время.
Армянская диаспора сильно увеличилась во время переезда грузинского царя Вахтанга VI в 1720-х годах в Москву. Как и любой царь, он имел при себе свиту, и Вахтанг не оказался исключением. Но его свита состояла не только из грузин, но и из большого количества армян, которые также переехали с ним в Москву. Таким образом, к середине XVIII века в Москве образовалась влиятельная армянская диаспора, состоявшая в основном из выходцев из нахичеванского города Джуга (современная Джульфа). Основными крупными и влиятельными армянскими родами Москвы были:
Айвазовы (Айвазяны), Шериманы (Шахриманяны); Лазаревы (Егиазаряны); Деляновы (Делакьяны); Сумбатовы (Смбатяны); Арапетовы (Айрапетяны);
Мирзахановы (Мирхазаняны); Хастатовы (Астатяны); Калустовы Галустяны) и др. Как было сказано выше, армяне появились в Москве в давно и по указу Ивана Грозного селились в районах Белого города, Никольско-Столпового переулка. И в XIX веке этот переулок, где уже была построена армянская церковь, был переименован в Армянский переулок. Это было первое армянское название переулка в Москве. Если по традиции прошлого Армянский переулок в Москве получил свое название после сооружения здесь церкви, то широкую известность он приобрел благодаря Институту восточных языков. В наши дни в доме Лазаревых находится посольство Республики Армения в России, а также армянская воскресная школа «Верацнунд» («Возрождение»). Также в Москве есть Армавирская улица, названная в честь одной из великих армянских столиц, центра Великой Армении, города Армавира (IV- III века до н.э.).
В Москве есть также улицы, названные в честь известных армян. Неподалёку от Мневников есть площадь, названная именем маршала бронетанковых войск Бабаджаняна – «Площадь Бабаджаняна». В Москве существует также Южинский переулок (являющийся бывшим Большим Палашевским переулком), названный именем актёра, режиссёра и театрального деятеля Александра Южина (наст. фамилия Александр Южин-Сумбатов). В районе Отрадного появилась улица Арама Хачатуряна, великого армянского композитора, который большую часть жизни прожил в Москве. В Черёмушках также есть улица Айвазовского, которая носит имя деятеля армянского деятеля культуры, художника-мариниста Ивана Айвазовского (Ованеса Айвазяна), который создал художественную историю российского флота.
На юго-западе Москвы находится улица Коштоянца, названная в честь известного ученого, видного физиолога, много лет возглавлявшего Институт Естествознания Ан СССР Хачатура Коштоянца. В названии одной из бывших Песчаных улиц была увековечена память армянского архитектора Каро Алабяна, который является соавтором оригинального проекта здания Центрального театра Армии в форме звезды, павильона СССР на всемирной выставке в Нью-Йорке, павильона Армении на ВДНХ, он возглавлял коллектив архитекторов, разрабатывавший проект восстановления Сталинграда. В 1956 году армянское название получили сразу две улицы Москвы: Ереванская и Севанская. Через 13 лет, в 1969 году площадь между Дмитровским шоссе и Селигерской улицей была названа в честь армянского поэта Ованеса Туманяна.
Также следует упомянуть тот факт, что современный Серебряный переулок в XVIII веке именовался Мануков переулок, по фамилии деда Александра Суворова - Ф. С. Манукова, одного из домовладельцев.
Дружба русского и армянского народов измеряется веками. Не зря в храме Василия Блаженного (возведенного в честь взятия Казани) один из приделов посвящен Григорию Армянскому.
В конце XIX — начале XX века в Москве было создано несколько армянских общин, землячеств, благотворительных и культурно-просветительских обществ.
В разные периоды времени в XIX веке в Москве выходило более 10 армянских периодических изданий различной тематики.
Армянская интеллигенция Москвы всегда представляла некий сплав культур, армянской и русской. Фамилии театральных деятелей — Вахтангова, Симоновых, мецената Тарасова воспринимаются на слух уже как русские. Имя выдающегося православного философа Павла Флоренского, армянина по матери также неотделимо от русской культуры…
В советское время, в Москве насчитывалось около 120 000 армян. В последние же десятилетия, в связи с политическими событиями в Закавказье, а также с разрушительным землетрясением в Армении, численность армян в Москве возросла почти до миллиона.
Для армян вера значит очень многое. В Москве располагается сразу несколько культовых сооружений армянской церкви. Например, самый большой за пределами Армении храмовый комплекс, жемчужиной и центром которого является собор Преображения Господня. Собор построен в строгом соответствии со всеми канонами классической армянской архитектуры, хотя налета древности на нем пока нет — строительство завершилось только в 2013 году. На территории храмового комплекса также располагаются часовня, резиденция католикоса — главы Армянской апостольской церкви, а также музей. Располагается комплекс по улице Трифоновская.
Церковь «Святого воскресения», расположенная на улице Сергея Макеева, на территории армянского кладбища, по возрасту гораздо старше. Она была построена еще в 1815 году, а после событий 1917 года оставалась единственной уцелевшей армянской церковью в Москве, хотя и использовалась не по назначению — как гранитная мастерская. В 1956 году церковь снова была возвращена верующим и продолжает действовать до сих пор.
Кстати, само армянское кладбище в Москве появилось в 1805 году.
О современной жизни армянской общины Москвы мы расскажем отдельно, в наших следующих проектах.