Не знаю, как вы, а я, на вопрос «куда пойти культурно отдохнуть», всегда отвечала: «Конечно, в театр!». В любое время, на любой спектакль. С детства нам доказательно внушали, что театр — это храм духовной культуры, призванный очищать и вдохновлять, заставлять думать о вечных ценностях, впитывать утонченные эмоции. Всю жизнь я верила просветительскому духу театра. И приучала к этой мысли своего ребенка.
Но!..
Я думаю, каждый уже наслышан и о скандальной премьере «Норма» в театре на Малой Бронной, и о других эпатажных постановках его худрука Константина Богомолова, и о спорных представлениях иных новаторов от искусства. А потому я решила быть осторожной и вначале тщательно изучить репертуар столичных театров на декабрь. О сколько мне открытий чудных явилось вдруг!
Начала с афиши театра на Малой Бронной. Ну в самом деле, не стоит судить о театре по одному спектаклю. Да и авторитетные слухи о выделении театру полумиллиарда рублей о многом говорят искушенному зрителю. Список постановок озадачил — из 46 представленных пьес 23 помечены значками 16+ и 18+. Мамочки, куда я попала? Половина репертуара способна нанести моральный вред подростку.
Напоминание, в каких случаях ставятся эти знаки, оставлю в конце статьи. Но рекомендую заглянуть прямо сейчас, чтобы лучше понять глубину моего восхищения современным репертуаром.
«Не зря люди говорили!» - решила я для себя. О посещении Малой Бронной с сыном-подростком и речи быть не может. Ладно, есть и другие театры.
Для надежности открыла ТОП самых популярных драматических театров Москвы. Первым в списке значился МХАТ им. Чехова. Из 64-х спектаклей 49 с теми же возрастными ограничениями.
Далее Театральный центр Мейерхольда — из 28-ми спектаклей 13 с ограничением.
Гоголь-центр — помечены все постановки, за исключением одной, случайно затесавшейся. Чего и ждать от Кирилла Серебренникова!
На этом желание культурно развиваться исчезло напрочь. Что же это делается, в год театрального искусства? Золотое, в прямом и переносном смысле, время для театральных подмостков страны. Возможно дело не в режиссерах, а новом поколении актеров?
Обращаюсь за ответом на этот вопрос к поисковику и нахожу на svadba1000.ru исповедь студента Щепкинского театрального института под названием «Как и зачем Серебренников и Богомолов создают поколение испорченных артистов?». Приведу несколько цитат, вкратце раскрывающих суть статьи.
«Конечно, у нас были педагоги - мэтры, которые застали В. Пашенную и других корифеев Малого театра. Они не очень представляют себе современную картину происходящего в театре, но учили нас театральной этике, прививали настоящую любовь к театру, ролям, хорошей драматургии и многому другому. Они учили нас настоящему психологическому театру, не испорченному модой всё опошлять, добавлять мат и красивую картинку (этакий символизм), которая уводит артиста на второй, а то и третий план. Помимо маститых «старожилов» нас обучали и ныне действующие, успешные актёры, которые «варятся» в кино, различных театрах и знают о «Золотой маске» всю подноготную. Но даже они нам с самого начала говорили, что мы — щепкинцы — должны сохранить русский театр, не превращать его в «модное» место, уметь что-то сказать зрителю, поднять ему настроение. Не способствовать негативным эмоциям и не вызывать отвращение от театра и кино. А теперь переходим к сути!
Когда мы учились на втором курсе, одна наша однокурсница ушла в школу-студию МХАТ к Кириллу Серебренникову. Девушка очень талантливая, и мы, и наши педагоги были расстроены. Но она всегда грезила Серебренниковым, его спектаклями и фильмами. Поступила к нему и ушла. Общение у нас не прекратилось, и мы с интересом расспрашивали её о курсе Серебренникова и, вообще, обо всём, что там происходит. Но, чем дальше, тем страшнее. Очень быстро пришло осознание, что Кирилл Семёнович создаёт новое поколение артистов, не похожих ни на что! Представьте себе человека 16-17 лет, который мечтал стать артистом, поступил в один из лучших вузов страны, смотрит в рот педагогу. А педагог рассказывает каждый день, что весь театр в России - ерунда, кино - ещё хуже, заставляет раздеваться, заявляет, что нетрадиционная любовь - это прекрасно и т.д. Каким вырастет этот человек? Уже в первых своих этюдах и отрывках студенты Серебренникова и других «новаторов» играют наркоманов, насильников, матерятся, раздеваются и все в таком духе. Потом они вырастают во взрослых артистов и будут обучать следующее поколение. Печально? Мне - да, но, может быть, моё видение театра и культуры безвозвратно устарело?»
Ну что скажете, дорогие мои друзья-театралы? Читаешь — и не верится. Мне не печально. Мне тошно. Такому театру — однозначное нет! Что я в итоге выбираю для сына? Пока ограничимся кинотеатром, там репертуар куда скромнее. А лучше - книгами в ветхих переплетах старых изданий.
Справка по условиям возрастных ограничений.
- Знак 18 + ставится, если в постановке содержится информация:
побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; - способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- содержащая информацию порнографического характера;
- содержащая нецензурную брань и другие ругательные слова;
- информация, оправдывающая преступления, жестокость и другие противоправные действия и изображение последствия кровавого насилия, не исключающего сексуального насилия;
- о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия).
Знак 16 + ставится практически в тех же случаях, но без натуралистического показа или в более мягкой форме.
Получается, что хотя бы один из этих пунктов присутствует в спектакле со значком..