С экранов телевизоров, из радиопередач, печатных и виртуальных средств массовой информации на нас не раз выливаются волны словесных баталий, разворачивающихся по поводу привилегий, розданных чиновникам всех рангов и мастей. Мигалки – одни из тех узаконенных поблажек, побочное действие которых почувствовал на себе каждый россиянин, стоящий в многочасовых пробках, провожая взглядом мчащиеся мимо вельможные кортежи. Иногда, стоя в пробке, создается ощущение, что вся страна остановилась передохнуть, и подумать в это время о делах наших скорбных…
Автомобилю патриарха Московского и всея Руси не положено иметь мигалку. Церковь у нас по Конституции отделена от государства, а значит не может пользоваться никакими «благами», предоставляемыми за счет российского бюджета, которыми так щедро делятся с ней привилегированные высокопоставленные чиновники. Поговорим о российском обществе, в котором все равны, но есть более равные, чем другие...
Русская Церковь наверняка не будет отрицать, что автомобильные мигалки не должны использоваться на дорогах страны, кроме, разумеется, случаев чрезвычайных. В одной из давнишних дискуссий в студии радио Сити-FM Всеволод Чаплин, протоиерей Русской Православной Церкви, бывший Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата, бывший член Общественной палаты Российской Федерации сказал: "Я думаю, что мы должны отказаться от мигалок, за исключением чрезвычайных случаев, когда государственным чиновникам, должностным лицам правоохранительных служб нужно срочно добраться куда-нибудь". Он отметил, что чиновники церкви не имеют право пользования мигалками и другими специальными сигналами. В декабре 2015 года Протоирей был освобожден от должности. Чаплин связал свое увольнение со своими разногласиями с патриархом Кириллом, вытекающими из разных видений роли церкви.
Вместе с тем государство охраняет патриарха Московского и всея Руси - "поскольку мы живем в непростом мире: есть большое количество людей, которое хотело бы дестабилизировать ситуацию и в Церкви, и в стране через то, чтобы причинить вред Святейшему патриарху... На его автомобиле нет мигалок, однако на тех, которые его сопровождают есть», - пояснил В.Чаплин.
Однако проблема не только в том, что нам нужно больше равенства в трафике движения, но нам также нужно больше равенства в отношениях между человеком и обществом, человеком и государством. Сегодня есть люди, которые «более равны», чем другие. К ним относятся не только высшие должностные лица государства, но и круг государственных чиновников рангом много ниже.
Дискуссия на эту тему, имеющая свойство «не убиваемой», к сожалению, будет еще продолжаться, лишенная откровенности и практического решения. Хотя церковь и отделена от государства, тем не менее, патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассматривается исполнительной властью, как государственный чиновник, потому что правительство страны предоставляет ему полную защиту посредством Федеральной Службы Охраны.
Кроме того, патриарху Кириллу, как главе РПЦ, также предоставлен автомобиль из гаража правительства. Как ни странно это может показаться, государственный автомобиль патриарха снабжен синей мигалкой, которая может быть использована в любой момент.
Основной причиной того, что машина патриарха Кирилла снабжена спецсигналами называется то, что это дает возможность «предотвратить ситуации, в которых транспортное средство может быть блокировано в московских пробках". Однако, высказывается предположение, что эти преимущества, предложенные правительством России церковному лидеру, выглядят как невероятными, так и чрезмерными. Кроме того, для сравнения, религиозные лидеры из числа мусульман, католиков и других религиозных общин в России не получают бесплатные автомобили и охрану от правительства и даже не высказывают претензии на их получение.
Как же обстоят дела с мигалками в странах Европы. Мне по долгу службы долгое время приходится находиться в Германии, поэтому я с уверенностью могу утверждать, что спецсигналами, в том числе мигалками, оснащается только автотранспорт специального назначения: машины полиции, "скорой помощи", пожарной команды. Автомобили должностных лиц — от главы государства до министра — могут сопровождаться эскортом охраны — полицейскими машинами, снабженными спецсигналами, только при исполнении служебных обязанностей. Полиция может перекрыть движение или освободить полосу для проезда правительственного кортежа при проведении мероприятий государственной важности (встреча иностранных делегаций на высшем уровне, другие мероприятия общенационального значения).
Однако эта практика не распространяется на частные поездки, включая проезд из дома на работу и обратно. В особых случаях, когда существует реальная угроза жизни конкретного должностного лица, государственные чиновники могут обратиться в правоохранительные органы с просьбой предоставить им охрану. Однако степень распространенности этого явления различна в разных странах — от Италии, где часты теракты против судей и правительственных чиновников, до спокойной Скандинавии, где психически здоровому человеку не придет в голову ставить на крышу автомобиля мигалку.
В Германии к сфере частного бизнеса спецсопровождение ни государственное, ни всякое иное вообще не относится. Президенты и чиновники крупных корпораций, естественно сами решают иметь им собственную охрану или нет. Но применение спецсигналов, как бы не был велик банковский счет бизнесмена, запрещено. Надеюсь, когда-то это правило распространится на все наше российское общество, и оно станет терпимым и уважительным ко всем его членам, вне зависимости от «высоты» положения.