Что мы знаем о психически нездоровых людях? Мало, если не сказать ничего. И уж точно мало представляем, как видит мир такой человек и что внутри него происходит.
Создатели «Джокера» предоставили нам такую возможность. Не только увидеть мир глазами больного человека, но и прочувствовать как формировалась его болезнь. Откуда взяла своё начало, что её дошлифовало. И до каких масштабов она способна разрастись, если человека оставить с ней наедине.
С самых первых кадров талантливая команда создателей погружает нас в мир «на грани».
«На улицах грязь, мусор и крысы. Это полный кошмар. Куда катится мир?» — возмущаются люди по радио. И эти настроения, царящие на улицах города, очень созвучны состоянию главного героя. Который с трудом, сквозь слезы натягивает на себя улыбку перед рабочим днем.
Его состояние тяжелое, депрессивное, формирующее в нем с самого детства состояние жертвы. Чем и пользуются люди, самоутверждаясь за его счет. А вся вытесненная боль заменяется привычной маской радости, которую в свое время на него надела мама. «Улыбайся и делай счастливое лицо»
Все это лишь разращивает огромную ужасную тень, которая в конце концов захватила несчастного Артура.
«Дело во мне? Или весь мир сходит с ума?»
Спрашивает Артур у соц.работника. Он будто бы не хочет понять, что в этом мире есть всё: и боль, и страдания, и хаос забастовок. Он видит мир идеалистически, людей воспринимает лучше, чем они есть. И каждый раз, сталкиваясь с несправедливостью, всё сильнее погружается в свою болезнь.
Единственный родной человек, мама, тоже не способна дать необходимую поддержку, внимание и любовь.
«С чего ты взял, что у тебя получится? Ведь комик должен быть смешным» Это еще один фактор, который подталкивает нашего героя к срыву.
Пенни Флек полностью погружена в мир своих фантазий и в упор игнорирует проблемы своего приемного ребенка.
Кстати, странно, как психически нездоровой женщине доверили взять под опеку мальчика? Впрочем, возможно, этот момент тоже часть всех тех беспорядков, которые разрастаются по сюжету. И иллюстрирует нарастающий хаос и революционные настроения.
«Разве я так много прошу? Может, только немного любви и заботы, пап?»
Фантазии, связанные с поисками своего отца, которого Артур хочет видеть в телеведущем и мэре города, отлично иллюстрируют нам искаженность его восприятия. И его неготовность посмотреть реальности в глаза. Желание хотя бы в мечтах обрести так необходимую ему поддержку.
И Джокер берет верх над Артуром.
Удивительно тонко нам показали момент перехода. Когда в Артуре поднимается Джокер, его теневая сторона. Он говорит иначе, другим, женственным голосом, пишет другой рукой, меняется его взгляд, жесты приобретают жеманность, а тело перестает быть скованным, становится танцующим и особенно пластичным.
Финальная сцена, где Джокер рисует кровью улыбку символична и отражает всю суть болезни Артура. Радость сквозь боль, улыбка сквозь слёзы, счастье сквозь горе. Только так он смог добиться внимания. Только так он смог добиться признания. Всё извращено и перевернуто в его искалеченном детством и жизнью рассудке.
В этом фильме уникально и талантливо все.
Сильнейшая игра Хоакина Феникса, так натуралистично показавшего безумие во всех своих проявлениях. От тихой тревоги до острого психоза. Красноречивая мимика, которая передаёт противоречивые состояния Артура. Этот надрывный, мучительный смех, поднимающийся в минуты напряжения, неуместный, пробирающий до костей. Леденящая красота, пластика и харизма актёрских танцев, как жирная линия подчеркивающая самопрезентацию его сумасшествия.
Гениальная работа операторов и звукорежиссеров, которым реалистично и живо удалось создать атмосферу искаженного сознания психически больного человека, во всей своей ужасающей безысходности, и погрузить нас в неё на целых два часа.
И конечно же мощнейший сценарий, без которого эта картина не была бы так сильна.
«Как сложно пытаться быть все время счастливым» — говорит главный герой, и в этой фразе усталость и боль всей его жизни. Диалогов в фильме не так много, но все они попадают в суть. И собирают пазл за пазлом картинку трагедии. Неудивительно, что сценарий сразу расхватали на цитаты.
Весь фильм держит за грудки зрителя, не давая отвлечься. Каждая деталь продумана, каждая фраза не случайна.
Даже мимолетная сцена в кинотеатре, где на экране герой Чарли Чаплина с завязанными глазами катается на коньках над пропастью, созвучна истории нашего Артура Флека.
Все до последнего кадра наполнено глубоким смыслом.
А точно ли все это было?
Мы не можем до конца быть уверены в том, что в картине было фантазией больного человека, а что реальностью. Нам показывают финал, Артур в психиатрической лечебнице. А остальное, пища для размышлений.
Картина талантлива и многогранна именно тем, что каждому зрителю была дана свобода увидеть в ней что-то своё, интерпретировать под собственное мировосприятие, подумать. И многочисленные, противоречивые отзывы доказывают это.
С вами была Киномуза.
Ставьте лайк, если вам понравилась статья.
И подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие обзоры.