конструкция Т-10 была успешной и очень длительной.
Т-10 является одним из самых продолжительных конструкций танков в мире. Принятый на вооружение в 1953 году, танк прослужил более 40 лет, прежде чем окончательно был выведен из эксплуатации в 1997 году.
По пути, дизайн претерпел несколько изменений, чтобы сохранить его современным, от T-10A до окончательного варианта, T-10M.
Но что сделало конструкцию Т-10 такой прочной? Насколько хорош был Т-10М? Почему его так долго держали на вооружении?
История создания Т-10 в 1949 году. Первоначально названный ИС-8 и ИС-9 во время разработки, Т-10 был продолжением линии Иосифа Сталина тяжелых танков прорыва, которые дебютировали во время Второй мировой войны.
Тяжелые танки ИС-2 были стандартным поздним военным тяжелым танком советской армии, обладающим мощной 122-мм пушкой Д-25, которая могла пробивать вражеские танки и бункеры одинаково.
Это оружие продолжало бы быть отличительной чертой серии IS, вооружая более поздние IS-3, IS-4 и в конечном итоге IS-8, которые были бы приняты за IS-10. После смерти Сталина в 1953 году ИС-10 был переименован в Т-10 в рамках процесса десталинизации.
Сам Т-10 представлял собой модернизацию ИС-3, отличавшуюся такой же “носовой” передней конструкцией корпуса, дополненной центральным расположением водителя. Башня и корпус были увеличены от ИС-3, чтобы разместить больше брони. Это потребовало добавления еще одного дорожного колеса.
Кроме того, Д-25 был усилен более длинным стволом и большим дульным тормозом, чтобы обеспечить возможность стрельбы передовыми бронебойными снарядами.
Для устранения общей слабости ИС-серии, низкой скорострельности, к Т-10 в помощь заряжающему был добавлен электромеханический трамбовщик. 30 снарядов были доступны в эргономичной конфигурации, превосходящей более ранние IS-танки.
В целом, это было сделано для невероятно грозного танка в 1950-х годах, с очень толстой броней и впечатляющей летальностью в придачу. Хотя и не столь ловкий, как предстоящие западные танковые проекты, Т-10 должен был выжить при попадании.
Первая модернизация для T-10 была проведена в 1956 году в T-10A. t-10A был довольно простым обновлением летальности. К Д-25 был добавлен дымоуловитель, а к Т-10-Стабилизатор вертикальной оси” ураган". Это повысило способность Т-10 вести огонь на ходу в 5-6 раз.
Вскоре после этого, в 1957 году, появился Т-10Б, оснащенный двухплоскостным стабилизатором.
Окончательный вариант, Т-10М был принят в 1962 году. Это была почти полная реконструкция конструкции, с оригинальной пушкой D-25, замененной на более современную пушку M62T2, которая отличалась еще одним новым дульным тормозом и вытяжкой дыма. У него также был более новый, более эффективный стабилизатор.
Соосное вооружение также было усовершенствовано, заменив 12,7-мм пулеметы ДШК на 14,5-мм пулеметы КПВ.
Мириады других улучшений завершают t-10M: оборудование ночного видения для наводчика и водителя, улучшенные меры ядерной защиты и лучшие прицелы.
Но в то время следующее поколение западных и советских танков было хорошо развито. Оригинальный Т-10 имел гораздо лучшую броню, чем Т-55 и Т-54, которые были его современниками, но Т-10М не обладал значительными преимуществами по сравнению с Т-62, а тем более будущим Т-64, который использовал композитную броню.
В конце концов, причиной того, что Т-10М застрял вокруг, вероятно, была институциональная инерция. Советская доктрина предусматривала крайне тяжеловооруженный танк прорыва, и Т-10М был танком для этой работы.
Эта доктрина долго не продержалась, учитывая пригодность более быстрых и легких танков для использования прорывов, но в то время это была совершенно веская причина продолжать выпускать Т-10.
Т-10 был действительно лучше в некоторых отношениях, чем новые танки, возможно, просто из-за его размера. Стабилизатор был более эффективным, чем Т-62, и, конечно же, коаксиальное и командирское оружие высокого калибра не годится для насмешек. Эти аспекты, вероятно, сделали бы его силой, с которой нужно было считаться на прорыве в 1960-х годах, когда Атгм были еще в младенчестве.