Найти тему

10 лучших фильмов ужасов ХХI века.

Фильмы ужасов не только рождают страх – они высвобождают его. Хоррор – жанр, где блуждают человеческие моральные, нравственные, социальные, политические, идеологические страхи, которые принимают самые немыслимые формы. Главной чертой, отличающей хоррор от триллеров (слэшеры – немного иная стихия), является сверхъестественное.

1. «1408» (2007)

Писатель-атеист сочиняет истории о «прогорающих» гостиницах с приведениями, хотя сам ни в какие страшилки не верит – «Бога ведь тоже нет». «Я был бы рад увидеть что-то сверхъестественное», – заявляет герой Джона Кьюсака, ни с того, ни с сего получающий по почте приглашение не вселяться в таинственный номер отеля «Дельфин», что, разумеется, подстегивает дерзкого писателя. А так как герой однажды потерял единственного ребенка, комната 1408, прямо как в «Сиянии» номер 237, становится для него стихией, в которой он переживает трагическое прошлое.
Фильм с постоянным чувством угрозы точно не вгонит в скуку. Пользуясь терминами главного героя, «по шкале страха» я дал бы этому жутику восемь баллов из десяти. Великолепное соло и лучшая роль Джона Кьюсака, сумасшедшие видения, которые – то ли кошмар, то ли явь с кучей страшных сцен, – прекрасны сами по себе. При этом экранизация одноименного рассказа Стивена Кинга повествует не столько о проклятой комнате, сколько о проклятом и страдающем человеке, перед которым предстают его же демоны. Самодовольный нигилист познает ад. Кто знаком с произведением Данте, тот поймет.

2. «Репортаж» (2007)

-2

Простите, «Паранормальные явления», но приз за лучший хоррор в жанре «найденной пленки» уходит тревожному испанскому ужастику, где молодая девушка, новостной корреспондент, оказывается в здании, кишащем всякой нежитью. Вместе с ней в ловушку попадают несколько пожарных и обреченных жильцов. Выходить наружу строжайше запрещено – полиция здание окружила и запечатала.
Авторы не тратят сил на объяснение сюжета, дабы не отвлечь зрителя от дичайшего ужаса, но дают достаточно контекста, прежде чем погрузиться в адский кошмар, выживание в котором кажется невозможным. Лихорадочный испанский хоррор является совершенно самобытным произведением, полным сумасшествия, кровищи и загадок. Источник заразы непонятен, а бежать некуда. Зрителя мигом хватают за руку и погружают в хаотичную гипперреальность–ты находишься здесь и сейчас. А оператор – настоящий персонаж, который никогда не знает, что и когда ловить в кадре, но поразительным образом всегда оказывается в гуще событий. Можно по-разному толковать суть фильма (экзистенциальный ужас проживания в мегаполисах, где даже не знаешь, кто твой сосед), но одно понятно – погоня за сенсационным репортажем может оказаться смертельной.

3. «Спуск» (2006)

-3

Острый жутик британского режиссера Нила Маршалла рассказывает о дружной команде экстремалок, которые отправляются покорять пещеры. Правда, пещеры они перепутали, а потому сталкиваются с настоящим Злом. Бодрствующий зритель погружается в чудовищный кошмар, похожий на «Чужого» и «Нечто». Чем глубже спуск, тем страшнее и невыносимей.
«Спуск» – крепкий, цельный, атмосферный, загадочный ужастик о товариществе. Девушки отправляются в путешествие, чтобы помочь скорбящей подруге, потерявшей мужа и маленькую дочь. Замкнутые пространства, узкие проходы, а входы и выходы – по пальцам пересчитать, да и те не найти (и существуют ли?). Вообще, пещеры – прекрасное место для хоррор-сюжета. А когда они кишат людоедскими зверюгами – сплошная красота! Название фильма намекает на метафоричность истории. Спуском справедливо назвать вхождение женщин в пещеру, либо падение в безумие убитой горем матери. Спуск – реальность или иллюзия? Воспоминания о дне рождения дочери, задувающей свечу в темноте, являются отражением хождения матери по мрачным пещерам с факелом в руках.

4. «Заклятие» (2013)

-4

Джеймс Ван делает изумительный оммаж старым добрым хоррорам 70-х. Мистический сюжет о призраке в доме очень похож на «Ужас Амитивилля». Исследователи паранормальных явлений Эд и Лоррейн Уоррен (прекрасные Патрик Уилсон и Вера Фармига) гостят у семьи, убежденной, что их дом проклят.
«Заклятие» – не просто очередной винтажный жутик, а настоящий ужастик о дьявольщине с мощным саспенсом и леденящей душу атмосферой. Страх пронизывает каждый кадр. Разумеется, истории об экзорцизме не обходятся без мрачных подвалов, а также сиквела, который не менее крепкий, а местами даже страшнее предшественника. Демоническая монахиня – жутчайший персонаж современных хорроров. И финальные титры «Заклятия» метко резюмируют суть жанра: «Демонические силы устрашают. Они вечны и существуют в наши дни. Дьявол существует. Бог существует». Обидно, однако, что лучшим современным хоррором оказывается ретро-хоррор. Сумасшедшие люди, одержимые бесами, которых изгоняет священник, брызгая святой водицей и болтая что-то на латыни. Видали уже «Экзорциста» Фридкина. Видимо, проклятый жанр.

5. «28 дней спустя» (2002)

-5

Когда-то люди страшно боялись Третьей мировой войны, но потом Кубрик научил всех не волноваться и полюбить атомную бомбу, хотя сегодня дело вновь обострилось, что невольно задумываешься, куда, черт возьми, мы катимся. «28 дней спустя» – изображение глобальной, непоправимой беды, которая касается каждого.
Переосмысляя зомби-хоррор, британский режиссер Дэнни Бойл мастерски показывает, что человек – животное, пожирающее изнутри брошенное и разлагающееся общество. Зрителя заставляют поверить в художественный вымысел как в реальность, придавая истории одиночества и страха в апокалиптическом Лондоне вкус документальности, отчего становится поистине жутко. Болезнь поражает английскую столицу, превращая ее в пустошь…. Именно в этом анархичном мире горстка выживших ищет свой ковчег, которого нет. Люди превратились в прожорливых зомби, а те, кто еще жив, стали алчными тиранами. Как коротко, но содержательно заметил Сартр: «Ад – это другие», ибо нет зверя опаснее человека. Сурвайвал-хоррор становится притчей о новом и фатальном движении (возможно, революционном), которое пожирает старый порядок, и в данном случае буквально. Есть ли вообще лекарство от ярости? А что, если Апокалипсис уже давно наступил и все мы – ходячие мертвецы? Поэтому, когда услышите, мол, не волнуйтесь, это просто кино – не верьте!

6. «Мгла» (2007)

-6

Трудно поверить, что душераздирающий финал лавкрафтовского хоррора режиссера «Побега из Шоушенка» до сих пор пугает. Скромный оммаж тому же «Нечто» (в доме главного героя даже висит постер) повествует о людях, волею судьбы запертых в провинциальном супермаркете, пока по ту сторону творится нечто немыслимое. Фильм с дрянными CGI-эффектами исследует природу человека в мире, внезапно окутанном плотным туманом (метафорично, правда?), где прячутся потусторонние существа. Глядишь, и «Монстро» шагает где-то рядом.
«Мгла» – экзистенциальный хоррор о вере и надежде во время надвигающегося Апокалипсиса, который движим то ли природой, то ли босхианскими тварями, то ли самим человеком. Ужастик Фрэнка Дарабонта, поставленный по произведению Стивена Кинга, является буквальным и образным рассказом о каре за наши грехи. Магазин, изолированный туманом, – символ американского потребления, публика в котором начинает потихоньку уничтожать сама себя. Место становится прибежищем для убежденных атеистов, религиозных фанатиков, агрессивных цинников и отчаявшихся скептиков. Налицо конфликт рационального и иррационального. Если что-то ломается, если полная неизвестность, дикий ужас и боль, отсутствие правил – увидите, как люди деградируют, так что монстры становятся менее опасными. Мы все застряли в одной палате дурдома.

7. «Последнее изгнание дьявола» (2010)

-7

Нельзя представить фильмы ужасов без изгнания бесов, крадущих контроль человека над собственным телом и разумом. «Последнее изгнание дьявола» – редкий псевдодокументальный оккультный ужастик, рассказывающий о священнике-обманщике, который не верит в Бога и готов доказать, что люди не могут быть одержимы Дьяволом – его не существует. Человек становится жертвой собственного воображения.
Напряженный, тревожный, атмосферный жутик с непредсказуемым поворотом в финале пропитан настоящим духом Зла – то, что на самом деле является изюминкой картины. Фильм напоминает, что порой тишина ужасает так же, как бензопила. Мистика целиком держится на чувстве беспокойства и сомнения, а ковенов не избежать.

8. «Оно» (2014)

-8

Трагическая история девушки, которая после секса узнает, что к ней прилипла зловещая сущность, от которой можно освободиться, лишь передав кому-то другому. Разумеется, так же – через секс. Не иначе как сексуальная пирамида.
«Оно» (оригинальное название – «Оно следует [за тобой]») – леденящая сказка о смертельном проклятии, наивной невинности, таинственном нечто, которое невозможно остановить, и что похоть убивает. Фильм метафорично иллюстрирует подростковое взросление, а именно – осознание смерти. «Оно» – нигилистичный миф о меняющем облик демоне, которого видишь, если веришь. Ты – не ты, когда спишь, и сомнамбула следит за тобой. Атмосферная картина Дэвида Роберта Митчелла очень похожа на «Кабинет доктора Калигари», приправленном Кингом и Фрейдом. Хотя надо ли все объяснять, чтобы насладиться ужастиком, который художественно великолепен, а его поэтичность и саспенс подпитываются по-карпентеровски гнетущим саундтреком? «Оно» – сновиденческий, ностальгический хоррор ожидания, который поставлен умно, свежо, пусть и с оглядкой на прошлое (очевидная аллюзия на слэшеры «Хэллоуин» и «Кошмар на улице Вязов»). Изумительный кинематографически и тревожный музыкально. Чудовище может быть придумано, зато ужас очень реальный.

9. «Кровавая жатва» (2003)

-9

Гротескный хоррор Александра Ажа испытывает терпение даже самых матерых поклонников жанра, уверенных, что видели абсолютно все. Никакого «джалло» или «телесного хоррора», добро худо-бедно не одерживает победу, а авторам наглости не занимать – развязка дичайшего садизма настолько наглая и настолько крутая, что можно сойти с ума. Финал либо полюбишь, либо возненавидишь, что потянешься за бензопилой.
Оммаж стареньким слэшерам, от души пронизанный саспенсом, повествует о двух студентках, которые отправляются в деревенский дом, чтобы поучиться и заодно отвлечься от будничной суеты. Поездка оборачивается кровавой бойней, когда в дом вторгается мерзкий маньяк, жестоко расправляющийся с родителями одной из девушек, которую тут же похищает, пока вторая (Сесиль Де Франс!) думает, как спасти любимую подружку. Беззащитность и сомнение – главные возбудители страха. И финал – безумный в буквальном смысле слова, который вроде бы и не дает внятного объяснения зверскому насилию, но если приглядеться, авторы разбросали намеки по всему сюжету (хоть и грубому), чтобы «Кровавая жатва», как крепкий представитель «французского экстрима», занимала почетное место среди лучших хорроров. В конце концов, должен же быть здесь хотя бы один выразительный фильм о страстной любви, пусть и такой извращенной и безнадежной.

10. «Звонок» (2002)

-10

Одна из самых жутких вещей в «Звонке» – осознание того, что смерть нельзя предотвратить – ее можно отложить. Потертая VHS-кассета, черно-белый артхаусный фильм, нежданный звонок, загадочный голос, шепчущий, что до смерти осталось семь дней, и мертвая девочка с длиннющими черными волосами. Хочешь жить – покажи фильм другу. И казалось бы, не надо смотреть кассету, но все продолжают пялиться в экран. Классика – есть классика, даже если классика – ремейк японского одноименного хоррора. Мрачный жутик Гора Вербински о фатальном проклятии под гнетущие композиции Ханса Циммера был плодом своего времени. Сегодня же мистический «Звонок» – это ценный раритет.
Идею «Звонка» пытался повторить
«Синистер» (возможно, одно из лучших вступлений в фильмах ужасов, и да, сцена с газонокосилкой!). Оказывается, Зло живет в пленке, и оно оживает, как только человек включает ее (в «Синистере» герой крутит старые бобины). Пленка проклята. Смотришь и невольно открываешь дверь для Зла, после чего начинает происходить всякая чертовщина. Как точно сказал Горький: «Воображение переносит вас в какую-то неестественно однотонную жизнь, жизнь без красок и без звуков, но полную движения, – жизнь привидений или людей, проклятых проклятием вечного молчания, – людей, у которых отняли все краски жизни, все ее звуки... Уж не намек ли это на жизнь будущего?».