Так случилось, что в первый же день сентября 1972 года я заболел, у меня поднялась температура, поэтому в колхоз «на картошку» вместе со всем курсом меня не отправили. По выздоровлении меня вместе с еще несколькими такими же бедолагами послали помогать сотрудникам библиотеки парткома МГУ разбирать литературу, убранную со своих полок после произведенного в помещении библиотеки ремонта.
И тогда я узнал много интересного, получив на краткое время доступ к тем книгам, которые мне не положено было читать. Оказалось, что в библиотеке имелся специальный отдел закрытого доступа, где хранились не только такие книги, как бегло прочитанная мною книга об убийстве Кирова, но также запрещенные в СССР философские труды Ф.Ницше, В.Шопенгауэра и даже переведенная на русский язык книга Адольфа Гитлера «Майн Кампф».
Ровно 85 лет назад произошло событие, которое дало старт политике Большого Террора в СССР. 1 декабря 1934 года прямо в Смольном возле своего кабинета был убит Сергей Миронович Киров.
Имеются различные версии мотивов, по которым застреливший Кирова Леонид Николаев совершил это убийство.
Одна из версий: заговор с целью убить Кирова был организован по заказу самого Сталина. С этой версией я и ознакомился еще в возрасте 18 лет, будучи студентом МГУ.
К сожалению, я не помню фамилию автора книги об убийстве Кирова, но помню, что в ней излагалась версия, в соответствии с которой убийство Кирова было организовано сотрудниками Ленинградского Управления НКВД по указанию сверху.
Вообще-то в виде анекдота такую версию я слышал, еще будучи школьником:
Товарищ Сталин 1 декабря 1934 года собрал специальную комиссию из членов ЦК и сделал заявление: «Товарищи, я созвал вас потому, что сегодня в 16 часов 30 минут в Смольном злодейски убили нашего товарища Сергея Мироновича Кирова»...
Голос из зала: «Кого-кого убили?».
Сталин: «Повторяю. Товарищи, сегодня в 16 часов 30 минут в Смольном злодейски убили нашего товарища Сергей Мироновича Кирова».
Опять голос из зала: «Кого-кого убили?».
Сталин (раздраженно): «Кого надо было, того и убили!».
Как помнится, автор прочитанной мною тогда книги приводил и ссылки на некоторые документы, доказывающие его версию.
Так, Д.Б.Сорокин, близкий друг тогдашнего начальника Ленинградского УНКВД Ф.Д Медведя, в своем письме в ЦК КПСС во времена Хрущева написал, что Медведь ему по секрету рассказывал: «… идейный вдохновитель убийства — Сталин, а исполнители — Ягода и Запорожец (тогдашние руководители НКВД СССР - примечание мое)».
Видимо, поэтому руководители НКВД пытались саботировать сталинскую версию о «зиновьевском заговоре», за что и были вскоре уволены со своих постов, а в 1937-1938 г.г. осуждены и расстреляны.
Но Сталин поручил вести расследование Н.И. Ежову, который вспоминал, что Сталин лично сказал ему: «Ищите убийц среди зиновьевцев». Ежов быстро завершил расследование, и уже в 5 часов 45 минут 29 декабря 1934 года Верховный суд СССР огласил приговор Николаеву и группе сотрудников Ленинградского УНКВД, а еще через час все они были расстреляны.
Это послужило сигналом к началу тотальной чистки рядов ВКП(б). Вскоре начались судебные процессы. Дело Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра было завершено еще в период, когда НКВД СССР возглавлял Ягода, приговор и расстрел его руководителей были в августе 1936 года.
А в 1937 году Ежов сменил Ягоду на должности наркома. а затем и Генерального комиссара НКВД, и после этого начался период Большого Террора, который в народе называют «ежовщиной».
Что касается дела об убийстве Кирова, то ни одна из версий так и не была опровергнута. Основных версий три:
1. Хрущевская: Н.С. Хрущев в своих мемуарах утверждал, что убийство Кирова было организовано Сталиным и НКВД СССР.
2. Сталинская: Кирова убили представители «троцкистско-зиновьевского центра» во главе с Каменевым и Зиновьевым.
3. Убийство по личным мотивам: на почве ревности, по Ленинграду ходили слухи, что Киров имел близкие отношения с Мильдой Драуле — женой Николаева. Также возможна месть по мотивам увольнения из Института истории партии. Сам Николаев в своем рассекреченном 10 лет назад дневнике написал, что решил отомстить Кирову за своё увольнение, после которого он стал безработным. И сравнивал себя с убийцей императора Александра Второго Андреем Желябовым.