И снова здравствуйте!
Спустя шесть лет после окончания «Во все тяжкие»» Шоураннер Винс Гиллиган решился на «El camino», ностальгическое послесловие к одному из величайших сериалов в истории телевидения. Предметы стиля остались на месте, но продолжение вызвало неоднозначную реакцию. Наследие сериала настолько богато, что в нем можно разбираться ещё очень долго, ведь в то время как Джесси Пинкман выражается не очень цензурно, то Гиллиган общаться со зрителями с помощью ракурсов и цвета, мизансцен и монтажа.
Пока нанятые киллеры выполняют свою работу, авторы сериала выполняют свою беседу с нами с помощью цитат, аллюзий и скрытых символов. Давайте вспомним, какие приемы использовали создатели «Во все тяжкие», как визуальный стиль сериала отражает его драматургию и почему не получился фильм «El camino».
«Во все тяжкие» наследуют традиции сразу трех великих жанров американского кино: вестерна, нуара и криминальной драмы. Иногда авторы намеренно копируют композицию хрестоматийных кадров, ракурсы и движения камеры, повторяют детали, символизирующие приближающуюся опасность, либо отсылают к образу культовой героини.
Визуальные аллюзии другого рода, можно найти в световых решениях которые выбирает оператор. Графичные жалюзи, словно запирающие персонажей в решетке, контрасты света и тени, а также затемненные кадры, оставляющие от человека лишь силуэт, переносят зрителя в Америку сороковых, пятидесятых годов, когда бал правил Нуар.
Этой стилизацией Гиллиган не только очерчивает контуры будущего сюжета, вписывая «Во все тяжкие» в контекст классических жанров Уолтера Уайта в ряд антигероев, но и заявляет об амбициях, как будто говоря, что его сериал настоящее кино. Стилистика этого сериала такая разнообразная, что включает в себя наиболее безумные трюки и интересные визуальные штуки.
От клипового монтажа, до пародий на рекламу и макросъемки в духе animal planet. Мы видим вкрапление любительской съемки и фото фильма снимков криминалистов, на экране вдруг начинается компьютерная игра, в которую режется Джейси или включается изображение с видоискателя на допросе. Для чего же все эти техники и эстетика применяются в сериале?
Первоочередная цель - это внимание зрителя, которое не должно пропасть ни на минуту, а чтобы его удержать, авторы сериала постоянно меняют темп и ритм повествования, причем как на монтаже так и внутри одного кадра. Нам может показаться, что сериал все время несется вперед, наращивает обороты от серии к серии и мы не замечаем как часто оператор Майкл Слове делают остановки, убаюкивая нас симметричной композицией кадра.
При таком построении напряжение спадает, изобразительные элементы уравновешены, герои мирно беседуют, или готовиться к сюжетному рывку, который не заставит себя ждать. Создатели сериала расставляют драматургический акцент не только с помощью монтажа, но и используют цветовые решения.
Вспомним, например, одну комичную сцену, Скайлер нагрянула в дом к Джесси, полагая, что тот продает травку ее мужу, правда не вовремя. Молодой человек занят, он пытается затащить в дом разлагающийся труп. Между героями происходит диалог, в процессе которого, то и дело вспыхивает красный цвет: машина, куртка Джесси, полоски на шапке, черепица крыши и еще одна машина. Зрителю невдомёк, откуда этот цвет взялся и для чего так нахраписто врывается визуальный ряд, но совсем скоро, красный заполнит собой все. Кровавое месиво прольется сквозь потолок, и залепят объектив, кислотные капли просочатся в подвал, месиво из плоти хлынет в унитаз.
Такую эмоциональную подготовку зрителя к кульминации сцен, авторы сериала провернут не раз и не два, например, было название больницы, пижама Уолтера и платье Скайлер, взорвутся в салатовый салют на операции по удалению опухоли.
Есть в сериале и несколько неизменных цветовых акцентов, обратите внимание, что почти все нарколаборатории в которые заглядывает камера, объединены сочетанием желтых и синих цветов. Снова и снова, из сезона в сезон, а каждая сюжетная коллизия, каждое изменение в отношениях героев оборачиваются переменами в их одежде и, если мы разберем гардероб Уолтора Уайта, то заметим, что от блеклых и невзрачных рубашек, он переходит к насыщенным бордовому и черному цветам, говорящим о его трансформации.
Продолжение в следующих статьях!